Стояние Преподобной Марии Египетской

 

Не умолкает бег времени…. Кажется, совсем недавно мы вступали в Великий Пост, отлагали все дела, кто-то даже брал отпуск ради первой седмицы, и приходили на канон Андрея Критского. Четыре вечера подряд возжигали свечи и слушали не всегда понятные, но умилительные слова Великого покаянного канона….

И вот уже половина постного поприща оказалась за плечами. Какие задачи ставил христианин на эти святые, дивные, светло-печальные дни? Что получилось, какие побеги добродетелей в душе дали всход, и над чем еще надо трудиться? Наверное, почти каждый после Преполовения Поста задает себе эти или подобные вопросы. И нередко ответом на них становятся лишь вздохи… «Наставник, мы трудились всю ночь, и ничего не поймали!», – вспоминается евангельский ответ апостола Петра Спасителю.

Но Господь, Который вчера и сегодня и во веки Тот же, предлагает сегодняшним христианам, как и две тысячи лет назад Своим ученикам: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». После трудов первой седмицы христиане погружаются в повседневные дела, и в водовороте суеты нередко гаснет едва разгоревшийся огонек их решимости начать новую жизнь, более внимательно относиться к своим словам, мыслям и поступкам. Это не значит, что это правильно и так и должно быть, это грустные реалии. В помощь христианину в середине 5-й седмицы Поста Церковь совершает особое богослужение, которое в народе получило название Стояние преподобной Марии Египетской.

Мариино Стояние совершается один раз в году, на утрене четверга 5-й седмицы. За богослужением читается житие преподобной Марии и прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, все 250 тропарей теперь уже полностью.

Это очень строгая и довольно продолжительная великопостная служба. Она не просто необычна, она, можно сказать, уникальна по своему строю, содержанию и настроению. Одновременно тихая и торжественная, печальная и радостная. Ее тихую грусть пронизыва

ют светлые лучи надежды, лучи Воскресения. Можно точно сказать, что именно благодаря сугубому покаянному настрою, эта служба несет в себе первые весточки Воскресения, прежде всего, воскресения души через деятельное покаяние, через мужество познания своей испорченности и решимость полностью предаться воле Своего Создателя и Спасителя. Именно об этом житие преподобной Марии.

Житие читается на современном русском языке. Оно разделено на две части: одна прочитывается после кафизмы, другая после третьей песни канона. В вечернем полумраке храмов прихожане в который раз слушают историю простой уроженки города Александрии, прошедшей непростой путь от бездны греха к высоте святости. Многим за годы церковной жизни кажется известным почти каждый эпизод жития подвижницы. И, тем не менее, каждый раз оно переживается по-новому. И каждый раз до боли щемит сердце, когда погружаешься во времена древних подвижников, для которых Бог становился личным Спасителем, а Пасха – личным Воскресением души.

По прочтении первой части жития начинается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Это творение во многом гениально. Весь текст огромного канона представляет собой разговор кающегося грешника с собственной душой. Честный, нелицеприятный, лишенный какого бы то ни было самооправдания. «Рцы со дерзновением помышления Христу и оправдайся…», – обращается святой к самому себе, призывая душу не искать себе оправданий и не стыдиться показывать Милосерднейшему Врачу Христу свои душевные раны для исцеления.

В текстах канона встречается множество разных имен, малоизвестных или даже вовсе неизвестных современному прихожанину. Это реальные герои Священного Писания, чаще – из Ветхого Завета. В их образах, в их падениях и восстаниях, в их покаянии преподобный видит свое падение и возможность восстания благодатью Божией. Жизненные пути у всех разные, но каждая душа без исключений ежеминутно проходит путь испытаний и становится перед выбором, к чему склоняется произволение. Среди героев текста канона персонажи как положительные, так и отрицательные: «Из них же ты, душа, вторым подражала, а не первым», – сокрушается святой.

Содержание Великого покаянного канона преисполнено образностью, аллюзиями – преподобный Андрей был великолепным знатоком Писания. «Горе, в Сигор! Спасайся!», — увещает святой свою душу бежать из плена страстей к свободе духа во Христе.

Канон преподобного Андрея и житие Марии Египетской идейно созвучны между собой, взаимно проникают и дополняют друг друга. Первый раздувает в душе огонь ревности к покаянию, а второе показывает путь:  «перейди за Иордан и найдешь успокоение…»

Комментирование запрещено