Прославление Творца и Божьего мира

Больше шести лет в конференц-зале Свято-Ильинского храма проходят выставки художников Юга России. Перед Пасхой завершилась юбилейная, шестидесятая по счету выставка, на которой были представлены уникальные работы юных художников – слабовидящих детей.

Это художественный проект «Доброе искусство». Его курируют Валерий и Наталья Костырины. Они отбирают работы для экспонирования не только по критерию профессионализма исполнения, но и по содержанию и настроению, которое те несут. Название проекта говорит само за себя – искусство, которое несет добро, тепло, разливает вокруг лучи солнечного света или побуждает задуматься, но обязательно о созидательном. Доброе искусство должно быть, прежде всего, добрым. Злого и деструктивного вокруг и так хватает, только это не делает окружающий мир лучше и чище.

Каждая выставка длится месяц. И каждая – особенная. Все работы выполнены на достойном уровне. Они разные по жанрам, технике и мастерству исполнения. На стенах зала можно увидеть портреты, натюрморты, пейзажи. На полотнах – изображения самых отдаленных регионов страны и кубанских садов и полей… В основном, здесь традиционная реалистическая живопись – картины должны быть понятны зрителю.

Вообще, картина – это больше, чем просто искусство. За каждым произведением стоит человек: художник, герой картины и, отчасти, даже зритель. Иногда за одним полотном скрывается целая судьба – одного человека или целого рода, чья-то радость или чья-то боль. Картина, написанная от сердца и сердцем, всегда будет живой, и это заметит зритель.

«Наивные художники»

Мы поговорили о проекте «Доброе искусство» с его куратором – художником, искусствоведом с 30-летним стажем Натальей Костыриной. Она рассказала интересную предысторию проекта. Изначально он задумывался как разовая благотворительная экспозиция картин группы «Наивных художников» — людей зависимых, зашедших в тупик и искавших выход в искусстве. Творчество действительно давало им силы держаться, тем более, что курировал и обучал группу известный краснодарский художник, король русского натюрморта, член Союза художников России Павел Бабенко, и, соответственно, работы получались не только более-менее профессиональные, но и яркие, экспрессивные. Пару раз им на благотворительной основе предоставили свои залы художественный музей им. Ф. А. Коваленко и Центральный выставочный зал. Но другие площадки за возможность выставиться просили запредельную сумму, а у творцов не было денег даже на холсты и краски – свои картины они нередко писали на картонках. И все же выставиться очень хотелось, ведь появлялись все новые и новые работы, не менее интересные, создающие настроение.

В то время эту группу самостийных увлеченных художников курировала врач-нарколог Ирина Анатольевна Койкова. Она и обратилась к Наталье Костыриной с просьбой помочь найти площадку для экспонирования их новых работ.

«Я очень давно работала с людьми и знала, что есть такие галереи, где можно было бы выставить хотя бы ненадолго, – рассказывает Наталья. – Но там мне очень корректно объяснили, что для этого нужно будет собрать совершенно астрономическую сумму. На прощание мне сказали: такая-то сумма, и выставляйте своих уродов».

Божья помощь

После этих слов Наталья поняла, что больше никуда не пойдет, потому что, скорее всего, в каждой коммерческой галерее услышит приблизительно то же самое. И тогда она решилась обратиться к настоятелю храма Илии Пророка отцу Димитрию Болтонову, с которым была знакома много лет еще по храму Рождества Христова. И не только не ошиблась, но и сразу получила благословение провести выставку в зале причтового здания храма. Был только один препон – зал не был галерейным. Нужно было самостоятельно продумать крепление картин. Опять нужна помощь! Но и здесь явно была видна рука Божья. Нашелся человек, который вызвался совершенно бесплатно сделать красивые крепления, которые идеально зашли в зал.

«Он даже со мной не встретился. Приехал, сделал за полчаса доброе дело и уехал. Теперь, когда я вхожу в зал, всегда благодарю Евгения – знаю только его имя – за то, что он помог так быстро решить вопрос», – говорит Наталья Костырина.

Открытие выставки прошло с размахом. Пригласили телевидение, известных в городе людей. Выставку посетил заслуженный архитектор Кубани, преподаватель, долгие годы работавший в ЗСК, Виктор Иванович Брагин. Наталья Костырина попросила прийти еще нескольких известных мастеров живописи, сказать наивным художникам доброе слово. Им это было очень нужно, вспоминает Наталья.

«А Пасхальную выставку сделать можете?»

Выставка, написанная на картонках, вызвала неподдельный интерес. Приходили люди из других храмов, смотрели выполненные с теплом и любовью картины. Коты Васьки, козочки, все очень яркое, эмоциональное – работы были очень трогательные, говорит Наталья. Настоятель Свято-Ильинского храма не просто дал возможность этим людям совершенно бесплатно выставиться, но еще благословил поставить кружку для сбора помощи «Наивным художникам».

«Меня особенно тронуло, что приходили бабушки, которые давали по пять, по десять рублей, – рассказывает искусствовед. – Мне доверили эти деньги отвезти. И когда при мне вскрыли эту кружку, у меня в руках получился кулек, наполненный монетками. Они очень пригодились, потому что люди собирали на краски. Когда я привезла деньги в мастерскую, было до слез трогательно, что люди, совершенно не знавшие этих художников, приняли такое участие».

Тогда, в начале 2018 года, Наталья была уверена, что они проведут один проект, и достаточно. Выставка «Наивных художников» украшала стены зала с 17 марта по 3 апреля. Дело шло к Пасхе, которая в том году была довольно ранней – 8 апреля. Стены уже освободили от картин, когда настоятель отец Димитрий неожиданно задал вопрос: «А Пасхальную выставку Вы можете сделать?».

«Можем!» – ответила Наталья. И так уже шестьдесят вторую выставку…

Наш прихожанин!

За все шесть с половиной лет в конференц-зале Свято-Ильинского храма не было ни одной выставки, которую можно было бы назвать посредственной. Все выставки были особенные, рассказывает Наталья. И о каждой можно рассказывать много. Но есть некоторые наиболее запомнившиеся. Одной из них стала Пасхальная выставка 2018 года. Евгений Цыбулин, художник из казачьего рода, вернувшийся из Иркутска на родную кубанскую землю, с которой когда-то были репрессированы его предки, привез большую коллекцию уникальных работ музейного уровня. Он писал в монастырях, и на многих работах в свете монастырских свечей или у монастырского окна был изображен мальчик. Посетители выставки, люди из разных храмов, рассматривая картины, часто недоумевали и почти все с удивлением задавали один и тот же вопрос: как наш прихожанин попал на эту картину?

«Приходилось объяснять, что художник писал своего сына, – смеется Наталья. – Сын родился в Иркутске. Ни художник, ни мальчик не были знакомы с вашими прихожанами. Даже покойный архимандрит Трифон, увидев картину, сказал: ой, это наш прихожанин!»

Сегодня Евгений Цыбулин живет в Санкт-Петербурге, и работы той Пасхальной выставки, которую шесть лет назад могли видеть прихожане Свято-Ильинского храма, теперь украшают стены санкт-петербургских музеев.

Прикосновение к роду человеческому

Бывали на выставках отдельные картины, которые вызывали глубокий отклик в сердцах зрителей. Например, работа «Самый счастливый день» члена Союза кубанских художников Натальи Самгиновой.

«Одна работа меня сразу потрясла, – рассказывает Наталья Костырина. – На ней изображена подвода, на облучке которой спиной к зрителям сидит человек, управляет лошадью. А лицом к зрителю сидят мальчик лет пяти с большим-пребольшим подсолнухом в руках и мамочка. Называется картина «Самый счастливый день». Автор картины писала ее по рассказу своего отца. Когда она ухаживала за ним, уже старым и глубоко больным, он поведал, что в его очень тяжелой жизни, был только один счастливый день, и история его такова. Они с матерью и дедом ехали через поле, которое сами посадили. Изначально было видно, что урожай будет очень хорошим. Мальчик начал просить у дедушки разрешения сорвать подсолнух. Но у крестьян не принято ставить икебана, и дед долго не позволял. В конце концов, мальчику  с мамой удалось уговорить дедушку. Мать сорвала красивый и очень ароматный цветок и дала сыну. Мальчик был счастлив. Он держал подсолнух и видел в этом цветке красивое солнце, ему открывался замечательный мир! А буквально на следующий день семью раскулачили»…

Дальнейшая жизнь героя картины была исполнена лишений и страданий. И уже почти на смертном одре он вспоминал те чувства, которыми полнилась его детская душа в тот далекий день, который он все свои годы считал самым счастливым в своей жизни. Драматизм этой невыдуманной истории побудил дочь, Наталью Самгинову, запечатлеть ее в красках. Наталья Костырина вспоминает, что все работы той выставки были хороши и замечательны, но именно эта привлекала внимание и останавливала людей. Когда Наталья поясняла зрителям историю сюжета, у людей возникал настолько глубокий отклик, что они в ответ начинали делиться своей болью.

«То, что я услышала, было страшно, – говорит искусствовед. – Я не предполагала, что картина вызовет такую невероятную ассоциацию».

Выставка изменила жизнь…

Иногда во время работы экспозиций в чьей-то жизни происходят значимые события. Этот случай произошел во время работы выставки «Наивных художников». В один из дней Наталья, приходившая в зал для того, чтобы проводить экскурсии и отвечать на вопросы, заметила мужчину с девушкой-инвалидом лет двадцати пяти.

«Мне нужна Ваша помощь, я хочу, чтобы моя дочь занималась вместе с этими наивными художниками», – обратился к Наталье мужчина.

Он рассказал свою историю. У девушки в 23 года случился инсульт, ее парализовало. И хотя со временем она начала передвигаться, рука осталась недвижной. Дочь замкнулась, перестала общаться со сверстниками, весь мир замкнулся на их квартире.

«Все их сбережения ушли на лечение, они были невероятно скромно одеты, мне, конечно, хотелось помочь, – вспоминает непростую ситуацию Наталья. – Я понимала, в какой сложной ситуации оказалась эта девочка и ее семья. Если в мастерской ей не найдется места писать, то хотя бы прийти пообщаться для нее очень важно».

И Наталья уговорила художника, который вел эту студию, принять девушку в мастерскую в качестве ученицы. Через время позвонил ее отец, он был взволнован, плакал, благодарил и рассказал, что в первый день занятий дочь увидела людей подобных себе и с еще большими изъянами здоровья. Познакомилась, со многими обменялась телефонами, началось общение. В следующее воскресенье ей дали мольберт и краски, и случилось чудо – девушка начала писать парализованной рукой!

«Я считаю, что и помощь отца Димитрия, и согласие художника изменили человеку жизнь», – утверждает Наталья.

Как в отпуске побывали.

Иногда на выставку люди приходят группами. Тогда Наталья Костырина проводит экскурсии по экспозиции и увлеченно рассказывает зрителям об искусстве, особенно, когда видит, что людям это интересно. У зрителей появляется возможность не спеша рассмотреть каждую работу, услышать интересные факты. Напряженный городской ритм жизни в эти минуты остается за стенами зала, само время начинает восприниматься по-иному. По окончании таких экскурсий люди нередко не просто благодарят, но и добавляют: как в отпуске побывали!

Выставка картин слабовидящих детей

Уникальной стала юбилейная, 60-я художественная выставка. Все работы были написаны слабовидящими и полностью слепыми детьми. Дети и подростки из разных городов края приняли участие в конкурсе, который проводила библиотека слепых им. А..П. Чехова. Конкурс был не из легких – детям было дано задание иллюстрировать произведения таких известных классиков русской литературы, как Гоголь, Пушкин. К этой выставке юные художники готовились очень трепетно.

«Работы, которые выставили детки, настолько нас тронули! – признается Наталья Костырина. – Были работы совсем слепых. Их экспонировать очень сложно. Создается специальная рифленая доска. Преподаватель объясняет, какой должен быть цвет, дети пальчиками находят выпуклые части, и в зависимости от того, что им говорят, создают картину. Они делают это буквально за ручку. Но делают с удовольствием. Работы были в тоненьких рамочках – по-другому их экспонировать нельзя. Но работы – одна трогательнее другой».

В зале хранится книга отзывов, где люди делятся своими впечатлениями, совершенно искренне, от сердца благодарят.

Со 2 июня зал украшает ретроспективная выставка акварельных и живописных картин краснодарской художницы, члена Союза художников Кубани Маргариты Большаковой.  На стенах, в основном, натюрморты и пейзажи. В каждой работе яркость красок, много солнца, тепла и радости жизни. В проекте «Доброе искусство» нет работ на религиозную тему, все, что касается религиозной иконописи и живописи, находится в храме. Здесь же – изображение Божьего мира, прославление создавшего его Творца, и радостное чувство благодарности Господу.

 

Комментирование запрещено