Спорительница хлебов – насущного и духовного

«Спорительница хлебов» одна из наиболее современных икон Божией Матери и, может быть, одна из спорных. Это не самое известное изображение Пресвятой Богородицы, другим поместным Православным Церквям и вовсе незнакомое. Написание иконы благословил преподобный Амвросий Оптинский уже в конце своей жизни. Образ явился святому в видении после того, как старец усердно молился о своих чадах и обо всем народе Божьем, понимая, что скоро должен оставить юдоль земного странствия и перейти в Вечные обители.

Иконография образа необычна и непривычна – Божия Матерь сидит на облаке и распростертыми руками благословляет хлебное поле со сжатыми в снопы рожью. Икона не является канонической, более того, к почитанию в Русской Православной Церкви образ был принят лишь в 1995 году. До этого, столетие назад, в 1892 году Священный Синод даже запрещал почитание и распространение иконы. Почему?

 

Что-то новое всегда принимается с некой осторожностью, тем более, в Церкви. Если неверное решение или неправильные действия в обычной мирской деятельности оборачиваются для человека, а то и для многих, серьезными последствиями, то ошибка Полноты Церкви может стоить миллионы погибших душ в Вечности. Потому и требуется сначала испытание временем. Сегодня, когда позади осталась четверть 21 века, можно с уверенностью сказать, что икона «Спорительница хлебов» такое испытание прошла достойно.

 

Почитание святого образа Той, Которую Церковь зовет Честнейшей Херувимов, началось сразу после его написания. Маленькие бумажные иконочки быстро расходились по рукам и хранились у людей в домашнем иконостасе или в амбаре. Так иногда благословлял преподобный Амвросий – он сам делал снимки иконы и рассылал их своим духовным детям. Держать икону в амбаре благословлял для того, «чтобы не было оскудения хлеба», и в знак того, что Пресвятая Дева помогает в полевых работах. Святой даже дату празднования иконы определил соответствующую – 28 октября (15 октября по старому стилю), когда завершалась уборка урожая.

 

Первое чудо от иконы «Спорительница хлебов» случилось почти сразу после ее написания. Шел 1891 год, последний в земной жизни старца Амвросия. Год выдался в России неурожайным и грозил немалой части страны голодом. Однако в это же время в Калужской области, где люди молились Матери Божией перед Ее образом «Спорительница хлебов», хлеб родился. Родился он и на полях Шамординской женской обители, которую преподобный благословил иконой «Спорительница хлебов» и вручил монастырских сестер попечению Царицы Небесной.

 

Почему же великий старец Оптиной пустыни, жизнью засвидетельствовавший свою святость, преданно любивший Святую Матерь Церковь, выбрал для благословения своих чад не одну из давно известных, древних почитаемых икон Пресвятой Богородицы, а предпочел совершенно новый, дотоле никому не знакомый образ?

 

Ответ прост, он в самой сути христианской жизни. Преподобный, с молодости наученный старцами отсекать свою волю, не доверять себе, но всегда искать воли Божией, в данном случае поступил так же, как поступал в любом, даже самом незначительном деле. Он не стал перелистывать церковные календари, подыскивая «нужную» икону, он обратился к Богу: какова Его воля? И ответ пришел – в видении святому старцу явился до тех пор неизвестный образ Владычицы Небесной, как бы указывая – Она еще и Владычица Земная. Ведь Пресвятая Дева была обычным человеком, только очень любящим Бога. И в Своей земной жизни Пречистая Мария исполняла все земные обязанности. Ей ли не знать, как нелегко бывает тем, кто в данный момент живет на земле? И Она молитвенно помогает. В трудах о хлебе насущном именно Она является первой Помощницей. Если Господь может благословить щедрый урожай, а может и справедливо попустить голод, то Матерь Божия всегда испрашивает милости для человека, покрывает молитвенным покровом всю вселенную. Возможно, на это и указал Господь преподобному Амвросию, явив русской земле новый образ Своей Пречистой Матери практически перед грядущими страшными испытаниями, которые в начале 20 века потрясли весь уклад русской жизни.

 

Но образ «Спорительница хлебов» имеет еще один очень важный смысловой пласт. Пресвятая Богородица благословляет хлебную ниву не только ради того, чтобы христиане утоляли голод животный. Пшеница и выпеченный в будущем из нее хлеб это то, что впоследствии в храме на Литургии будет претворено в Тело Христово. Сам Господь в Евангелии от Иоанна называет Себя Хлебом Небесным, Хлебом Жизни. Только тот, кто причащается этого Хлеба, если будет сохранять молитвенное единение со Христом, может надеяться на воскрешение своего духа здесь на земле и на Вечную Жизнь в Царстве Пресвятой Троицы. Икона «Спорительница хлебов» таким образом становится олицетворением того, что собранный урожай – не только временная пища, но и будущая Евхаристия. Недаром в тропаре святой иконе сказано, что Пречистая Дева Мария является Спорительницей хлебов прежде всего тем, кто трудится во Имя Ее Сына «вечного ради спасения».

 

Комментирование запрещено