В чем радость Рождества Богородицы?

Ее Рождение стало величайшей радостью для более чем престарелых
родителей – наконец-то Господь внял их долгим и слезным мольбам!
Отсутствие потомства у древних иудеев считалось и отсутствием Божьего
благословения. Иоаким и Анна достигли глубокой старости, но до сих пор
оставались обделенными утешением видеть своих детей, внуков, а может уже
и правнуков. Молились, обещали посвятить дитя Богу, смирились… И вдруг
такая, уже почти нечаянная, радость – у четы появляется долгожданный
первенец! Девочка… Они еще не знали и даже не дерзали помыслить, что от
них произойдет Та, Которая будет способна стать Матерью воплотившегося
Бога. Да, они были праведной четой, но все же – обычной, как им тогда
представлялось. А Дева, у Которой родится Мессия, конечно, должна быть не
такой. Непременно, из какой-то необычной семьи, и само рождение Ее,
наверняка, должно каким-то образом стать известным всему миру…
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…», –
много веков поют «обычной» Деве благодарные духовные потомки.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы приходится на восьмой день от
церковного Новолетия. Он торжественно отмечается Церковью 21 сентября
по новому стилю и является первым праздником в новом церковном году.
Рождением Приснодевы завершается долгая ветхозаветная эпоха, и
начинается новая, принципиально иная. И дело не в том, что изменился
Божий Закон. Законы мироздания одни и те же. Господь, сказав, что «ни одна
йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все», Сам
стал Исполнителем Собственного Закона. С этих пор между Богом и
человечеством полагается начало совершенно иным, новым отношениям,
которых никогда прежде не было в истории. Отныне у каждого живущего на
земле человека появляется возможность соединиться с Богом, появляется
реальный шанс стать Его сыном или дочерью не по факту сотворения только,
но по самому Духу, стать максимально похожими на Него, уподобиться Ему.
Дверь, войдя в которую можно встретиться с Богом, еще живя здесь на земле,
открыла людям Матерь Божия Своим Рождеством. Потому и в праздничных
песнопениях этого дня Пресвятую Деву величают Дверью Спасения.
Этой дверью Она прошла Сама. Возлюбила Бога, положила в сердце
пожертвовать ради Него чем-то очень значимым и исполнить Его волю, в чем
она бы не заключалась. Когда любишь – жертвуешь, не задумываясь, когда
любишь – исполняешь волю любимого. И Она жертвует, принимает
нестандартное, как сейчас сказали бы, решение и дарует Богу Свое Девство.

В те времена для представительницы женского пола это означало остаться в
буквальном смысле без ничего. Это сегодня женщины могут работать и
полностью обеспечивать себя материально. В древности женщина целиком
зависела от мужа, а если оставалась вдовой, то от сына.
Принимая такое решение, Мария в мирском понимании просто обрекала
Себя. Так казалось тогда и священникам иерусалимского храма, которым
Пресвятая Дева объявила о Своем желании. Они стали в тупик: по
существовавшему в то время иудейскому закону, девицу, которой
исполнилось четырнадцать лет, нужно было выдавать замуж. А как быть с
Марией, учитывая Ее решение? Но Бог не оставляет тех, кто оставляет хоть
что-то ради Него. Нашелся старец, праведный Иосиф, которому и было
поручено хранить чистоту Марии и заботиться о Божьей Отроковице.
Принимая такое решение, Мария была готова к тому, что останется без
потомства. Иначе и быть не могло. Но Господь никогда не остается в долгу,
Он воздает сторицей. И Юная Дева становится величайшей из матерей,
которые когда-либо жили или будут жить на земле, Она становится Матерью
по плоти Сына Божия.
История Рождества и дальнейшей жизни Пресвятой Девы показывает, что
великие Божьи дела происходят не в шуме ярких событий, не в огнях
фейерверков и не в разгоряченной молве. Они совершаются в тишине,
неприметно для большинства. О них не пишут в новостной ленте, они
сокровенны от любопытных глаз и судачащих языков. Великие и чудесные
дела Божьи могут совершиться с любым, даже самым простым человеком. У
Бога нет лицеприятия, как пишет апостол Павел. Лишь одно условие –
необходимо любить Его и всем сердцем искать Его волю о себе.
Пресвятая Дева служит прекрасным примером такой любви и такого поиска.
Будущая Матерь Божья с юных лет положила крепкий фундамент, на
котором строила взаимоотношения со Своим Создателем. Этот фундамент
состоял из согласия и послушания Его Святой воле. Взаимодействие двух
воль наполнило Ее сердце Святым Божественным Духом, а Ее жизнь
величайшим смыслом – Пресвятая Дева стала тем «единственным сосудом, в
который Бог вселился всем Своим Существом», как пишет святитель
Игнатий в своей «Аскетической проповеди».
Путь послушания Божественной воле Матерь Божия оставила всем
православным христианам. Двигаясь этим путем, каждый обычный земной
человек постепенно может стать таким же сосудом, вмещающим в своем

сердце Христа. А это и есть цель человеческой жизни – соединение с Богом,
утраченное после грехопадения, обожение человеческого духа и всего
естества. Ведь, по слову одного из ныне здравствующих подвижников,
Господь сотворил человеческий род для усвоения Божественного
совершенства и радости бытия.
Об этом весь Новый Завет Бога с людьми. В нем больше нет места
отговоркам в стиле «могу – не могу». Теперь недостающие человеческие
силы восполняются благодатью, которую дает Господь в ответ на горячую
мольбу о помощи. В Евангелии ясно сказано: «Без Мене не можете творити
ничесоже». Это слова Самого Христа. Следовательно, с Ним можем все, по
Его же Слову: «Сила Моя в немощи совершается». «Все могу в
Укрепляющем Меня Иисусе Христе!» – радостно восклицает апостол Павел.
Рождество Матери Сына Божия как раз и возвещает начало этой радости.
У Праздника Рождества Пресвятой Богородицы есть и еще один аспект.
Иоаким и Анна получили от Бога просимое в очень преклонном возрасте.
Всю жизнь они молились и не отчаивались, но продолжали надеяться даже
тогда, когда с точки зрения здравого смысла надеяться было уже не на что. И
не остались посрамленными, Господь не просто внял их молитве, но дал
Дочь, Которая стала Матерью всем живущим на земле. Это ободряет и нас
никогда не отчаиваться, но доверять Богу в любых обстоятельствах, и «Отец
Небесный даст Духа Святого просящим у Него».

Комментирование запрещено