Воскресенье первой седмицы Великого Поста носит название Торжества Православия. Что это за праздник и в чем состоит торжество?
Праздник Торжества Православия христиане отмечают больше тысячи лет. Он был установлен в 843 году византийской императрицей Феодорой по поводу восстановления иконопочитания. Тогда в далекой Византии по этому случаю составили особое праздничное богослужение. Службу совершили в Софийском соборе в Константинополе в воскресенье первой седмицы Великого Поста.
В наши дни в православных храмах в этот день служится особый молебен – торжественное богослужение с пением Символа веры, возглашением «Вечной памяти» защитникам Православия и произнесением анафематствования еретическим учениям. Многие в этот день приходят в церковь с иконами в руках.
Икона – это образ. Образ Божий. Отцы Церкви учат, что почитание образа восходит к Первообразу. А восстановление иконопочитания – то же самое, что восстановление Богопочитания.
Но восстановление иконопочитания имеет еще один смысл, более глубокий и важный. Оно предполагает восстановление образа Божия в самом человеке. Собор, созванный императрицей Феодорой в 843 году, утвердил и закрепил постановления всех семи Вселенских Соборов. Отсюда и название чина «Торжество Православия». Какое значение это имеет для каждого человека?
Со стороны может показаться, что разбираться в этих вопросах – удел богословов, а рядовым христианам достаточно совершать побольше добрых дел. На самом деле, утвержденные постановления непосредственно касаются каждого.
История христианства, история Церкви никогда не развивалась гладко. Сам Спаситель сказал, что Царство Его не от мира сего, и предсказал Своим верным последователям гонения: «Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Мое Слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Мир с его страстями действительно восставал на Христа и не переставал воевать с Ним с первых дней Его Рождения до того момента, как распял своего Создателя на кресте. А после направил свои усилия на борьбу с христианским учением. Уже самые первые ученики Господа, апостолы Христовы, в своих посланиях упоминали о тех, кто пытался мутить воду чистейшего Евангельского учения. Это объяснимо. Своей неотмирностью и запредельностью оно кололо совесть многих. И с самых первых дней его возникновения весьма многим хотелось подстроить христианство «под себя».
На молодое, только набиравшее силу учение ополчился весь мир. Святые апостолы терпели нападки и от иудейского и от языческого мира. Споры и далее не утихали в течение нескольких веков. По поводу возникновения очередного недоумения или внедрения ложного учения собирались Соборы, которые получили название «Вселенских». Святые, умнейшие люди, водимые Святым Духом, в прямом смысле своей кровью отстаивали истину православного учения, чтобы сохранить его неповрежденным. И не просто сохранить как музейный экспонат, а передать неповрежденное Евангельское учение, сам Дух этого учения, духовным потомкам. Православные священнослужители, видные архиереи запрещались в служении, терпели заключения в темницы, но своей позиции не меняли, твердо держась истины. Для чего такая категоричность?
Позже, когда вся эта драматичная история будет далеко позади, святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове на первую неделю Великого Поста» напишет: «Православие есть истиное богопознание и богопочитание. Православие есть поклонение Богу духом и истиной, православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему, православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятого Духа. Где нет Духа, там нет православия … Где нет православия, тем нет спасения».
В этих строчках ответ на вопрос о категоричности. Святые знали – даже малое искажение сделает ложным все остальное учение. «Начало всех зол – ложная мысль», – пишет святитель Игнатий. И трудно не согласиться. Вряд ли будет успешным окончание дела, о котором изначально нет правильного понимания.
Только спустя несколько веков после зарождения христианства в истории Церкви наступил момент, когда все восстававшие на нее ереси были низложены, и на все вопросы об истине веры во Христа Спасителя, веры во Святую Троицу, были даны ответы. Полные. Исчерпывающие настолько, что Святые Отцы постановили: в установленных догматах семи Вселенских Соборов содержится все, что должно знать христианину, желающему православно веровать Богочеловеку Христу, а если же кто-то и после этого ищет чего-то нового о догматах Святой Церкви, тот ищет лжи.
В соборных постановлениях запечатлены не какие-то отвлеченные или абстрактные истины. Современному человеку нередко бывает трудно понять, что в них закреплено учение, которое было открыто Святым Духом людям, живущим святой жизнью, небесное учение. Сегодняшнему христианину уже не нужно ломать голову над возникающими вопросами. Для него важно другое – твердое знание своей веры, чтобы направлять свою жизнь по пути достижения Божьего Царства и не сбиться с дороги, оказавшись вместо восхождения Горе падающим в бездну.
Именно для того, чтобы этого не произошло, святые отцы побеждали все надуманные учения, попросту говоря, ереси. Слово «ересь» в переводе с древнегреческого означает «выбор», «направление». Ересь – сознательное отклонение от считающегося верным религиозного учения. Это лжеучение, возникающее внутри церковной среды и транслируемое под видом церковного. Оно искажает основное содержание стержневого вероучения о Спасении.
Противоположностью ереси является догмат – аксиоматика, норма того или иного религиозного учения, краеугольный и опорный фундамент его. Без фундамента невозможно строительство.
Торжество Православия – это утверждение догматов правой веры, опираясь на которые, можно построить главное здание своего внутреннего человека. Соль христианства – очищение, освящение и преображение человека в Боге. Обожение человека. Как минимум, христианство помогает человеку стать порядочным, как максимум, облагодатствованным, святым. В свое время во внешней борьбе укрепилась догматика для того, чтобы во внутренней имел возможность укрепиться сам человек, его внутренний мир, чтобы очистился от всего пустого, грязного, ненужного, наносного храм его души. Тогда для такого человека торжество Православия становится не только внешним событием, но внутренним состоянием души.
Текст Евгении Огановой