Елеосвящение

   Таинство елеосвящения или соборования стоит в тесной связи с исповедью, но предназначено в первую очередь для людей, страдающих какой-либо физической болезнью, особенно если она опасна или приобрела затяжной характер.

   Евангелие от Марка (6, 12-13) упоминает о том, что ученики Христа, посланные им для проповеди покаяния, исцеляли больных через помазание маслом; о той же древней практике говорит в своём послании апостол Иаков, прямо рекомендующий больным христианам звать к себе пресвитеров Церкви: «… пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне… и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-16). На этом и основан нынешний молитвенный чин таинства, включающий в себя освящение елея — растительного масла — для помазания (отсюда само название «елеосвящение») и, далее, чтения из новозаветного Священного Писания с особыми молитвословиями, большинство которых носят именно покаянный характер. Соответственно, тот человек, над которым совершается это таинство, должен в некоей мере воспринимать смысл читаемого — оттого не принято соборовать детей младше семи лет (как и не принято их исповедовать), а также больных в уже бессознательном состоянии. Слово «соборование» отражает издревле бытовавшую норму, когда несколько священников — числом до семи — собирались и вместе (соборно) совершали таинство над одним или несколькими больными. Ныне, поскольку это не всегда может быть соблюдено, допускается тайнодействие и одного священника.

   Исцеление болезней тела через действия духовного характера, призванные подвигнуть больного к раскаянию и переосмыслению себя и своей жизни, основано на христианском восприятии человека как цельного существа, в котором дух, душа и тело призваны пребывать в совершенном единении (1 Фес., 5, 23). Отсюда следует, что поражение духа и души греховными недугами неизбежно отражаются на физическом состоянии; а с другой стороны,  попущенная Богом болезнь может быть осознана как явление, заставляющее задуматься о своей душе и принять меры к её очищению и уврачеванию. Таким образом, духовное врачевство затрагивает первопричину болезненного явления, а не пользует только лишь его симптомы.

   Еще одно действие таинства соборования — разрешение человека от грехов, которые он не способен осознать и, соответственно, исповедовать по причине их забвения или непонимания, недооценки их серьёзности. Потому даже физически здоровым людям рекомендуется при возможности собороваться хотя бы раз в году — обычно во время многодневных постов (особенно Великого), чтобы освободить душу от неизбежно накопившихся греховных наслоений.

Комментирование запрещено