В каждом храме есть свои святыни: чтимые старинные или чудотворные иконы, частицы мощей святых, реликвии, вещи, принадлежавшие святым при их жизни. На протяжении более двух тысяч лет Христова Церковь собирает и бережно хранит все то, что святые, переходя в Вечность, оставляют после себя своим духовным потомкам. Хранит не просто как предмет почитания, но именно как святыню, содержащую благодать Святого Духа. Само слово «мощи» в переводе с греческого означает «останки», и понимается в широком смысле – останки это все, что осталось после святых, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.
С того момента, как в Свято-Ильинском храме в 1990 году вновь стали совершаться богослужения, здесь собрано немало святынь, помолившись у которых люди получают благодатную поддержку и укрепление в духовных нуждах и помощь в житейских обстоятельствах. В храме хранятся мощи таких известных, почитаемых и любимых народом святых, как святитель Николай Чудотворец и великомученица Варвара. Из более близких к нам по времени мощи святителя Тихона Задонского, преподобных Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Лаврентия Черниговского. Есть мощи менее известных подвижников, таких как Шио Мгвимский и священномученик Рустик. Здесь же можно помолиться преподобным Савве Сторожевскому и Максиму Греку, священномученику Константину Богоявленскому, чьи мощи также находятся в храме.
Святыни хранятся в большом ковчеге храма или в выносных ларцах в алтаре. Например, каждый четверг вечером при чтении акафиста святителю Николаю Чудотворцу из алтаря выносится ковчежец с частицей его мощей.
Почитание мощей началось практически с Евангельских времен – уже тогда первые Литургии служились на мощах мучеников за Христа. Основание для почитания мощей было положено еще в Ветхом Завете. Например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии.
В Новом Завете в книге Деяний Святых Апостолов рассказывается о том, как для исцеления болезней и изгнания злых духов люди использовали платки и опоясания с тела апостола Павла. Как объясняют отцы Церкви, у святых святы не только душа, но и тело – непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Божьей благодати и становятся храмами Святого Духа. Поэтому Церковь почитает святые мощи, как живые храмы Святого Духа, в которых Своей благодатью живет Бог. Об этом почитании святитель Иоанн Златоуст писал так: «Бог разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».
В Свято-Ильинском храме частицами мощей также почивают одни из первых русских святых, великие подвижники древности – святые Киево-Печерские, среди которых мощи преподобных Илии Муромца, Нестора летописца, Никона игумена (Тмутараканского), Агапита врача, Алипия Иконописца, Дамиана целебника, Моисея Угрина и прочих, список можно продолжать долго. Именно эти святые определили тот путь русской духовности, который назван священнобезмолвием, и из которого впоследствии вырос целый пласт подлинной русской культуры; самобытной, чуждой какого бы то ни было пафоса или помпезности. Эта культура наложила отпечаток на весь уклад жизни того времени, о чем свидетельствовал в своих летописях преподобный Нестор.
Православная христианская духовность, в основе которой лежало внимание к себе и малейшим движениям своего сердца, непрестанное предстояние перед Богом, молитва об очищении сердца, распространилась на всю Русь, а затем и на южные кубанские земли. Искони эту местность населяли православные адыги, а в конце 18 века плодородные земли Кубани были пожалованы императрицей Екатериной II казакам, которые сохраняли здесь христианство и христианский уклад жизни вплоть до октябрьского переворота 20 века. Большие многодетные семьи, молитва, труд, защита рубежей отечества – все это составляло жизнь тогдашнего кубанского казака. Пожилые казаки нередко заканчивали жизнь в монастыре – таким пристанищем служила для них Свято-Екатерининская Лебяжья пустынь. Своими покровителями они считали Киево-Печерских святых, первым из них – преподобного Илию Муромского.
Сегодня далеко не у всех есть возможность отправиться в паломничество к святым, но в храме Илии Пророка можно тихо, спокойно и без спешкипомолиться у ковчега с частицами их мощей.
В Свято-Ильинском храме также находится чтимая храмовая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», икона с частицей мощей праведного Павла Таганрогского и пояс от облачения святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
Отдельной темой для разговора может стать храмовая настенная роспись Свято-Ильинского храма. Ее можно назвать уникальной. Канонические образы святых и Богородицы вплетаются в исторические сюжеты, составляя в целом единую нить повествования и указывая на то, что Господь со Своими святыми всегда с человеком, не оставляет его и благословляет его начинания. На стенах храма святые разных эпох нередко изображены вместе, рядом друг с другом, и это может являться одним из свидетельств того, что, по слову апостола Павла, Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же. А значит, и возможность подвига ради святости сохраняется и сегодня, как две тысячи лет назад.