Вот и дождались этого радостного момента, Пасха Христова наступила. «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!», – раздалось в Пасхальную ночь из алтарей православных храмов. Сначала тихонько, а затем все громче и радостнее.
Светлая седмица совершенно особое время. От самой Пасхальной ночи до субботы перед Фоминым воскресеньем она вся в духовном смысле является одним пасхальным днем. И богослужения в течение всех семи дней совершаются почти так же, как на Пасху. Всю неделю в храмах не закрываются Царские врата. На службах почти беспрерывно звучит «Христос Воскресе!!! Христос Воскресе!!! Христос Воскресе!!!», а собравшийся в храмах народ громогласным гулом отвечает «Воистину Воскресе!!!» Песнопения проникнуты духом радости, чтения больше не слышно, только пение, пение, пение… Легкое, веселое, скорое. Светлая седмица с ее богослужениями и прочими особенностями, кажется, уже неземная. Она будто из той области, где царит Жизнь Будущего Века.
Не смолкая звонят колокола – звонари благовествуют усталому от суеты будничному миру радость Христова Воскресения. Не только профессиональные умельцы в Пасхальную неделю радуют колокольным звоном. В Светлую седмицу благословляется всем желающим подниматься на колокольню и славить Воскресшего Господа Иисуса. В исполнении последних чаще всего, конечно, звучит просто набор звуков – ведь для освоения настоящего звонарного мастерства требуется немало времени. Но искреннее желание благовестить колокольным звоном «радость велию» важнее.
После более чем полуторамесячного периода Великого Поста как-то нелегко сразу перестроиться на атмосферу ликования. Кажется, вроде совсем недавно метали земные поклоны, слушали двенадцать Евангелий, оплакивали Распятого Господа, шли крестным ходом с Плащаницей. Даже в пасхальном каноне есть строчки, в которых вспоминается соучастие Христу в Его страданиях: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совозстаю днесь Вокресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем».
На Светлой седмице в среду и пятницу отменяется пост, не совершаются земные поклоны. Темные священнические облачения сменяются красными. Спаситель на аналойной иконе уже не в терновом венце, а в белых ризах как Победитель смерти, или Извлекающий из ада грешников, стремительно подавая им руку помощи. Каждый день после Литургии вокруг храмов совершаются крестные ходы с пением пасхального канона и чтением евангельских отрывков, рассказывающих о событии Воскресения Христова.
В эту неделю отменяются службы положенным по месяцеслову календарным святым. Даже во вторник Светлой седмицы, когда отмечается память Иверской иконы Божией Матери, служба Ей не совершается. Исключение составляет праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы. В этот день Пресвятой Богородице в этом образе совершается служба и даже малое освящение воды.
В эти дни все и во всем Христос. Воскресший, Победивший смерть. «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертный, но адову разрушил еси силу», «Христос Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира», – так прославляет Воскресшего Христа Церковь в песнопениях. Пасха – это о жизни. У Бога все живы. Даже заупокойные поминовения в эти дни совершаются только на проскомидии в алтаре. Заупокойные ектении вслух не произносятся.
В субботу Светлой седмицы после Литургии прихожанам раздается артос. Внешне он напоминает пасхальный кулич или крупную просфору. В переводе с греческого слово «артос» означает «квасной хлеб». Этот хлеб освящается на Пасху и всю неделю лежит перед открытыми царскими вратами, с ним на Светлой седмице совершаются крестные ходы вокруг храма. Он символизирует невидимое присутствие Воскресшего Иисуса Христа в жизни верующих и одновременно служит для подкрепления телесных и душевных сил. При помощи артоса можно в любой момент приобщиться пасхальной благодати.
В дни Светлой седмицы многие с радостью приходят в храмы, насладиться светлыми и радостными, легкими и быстрыми пасхальными богослужениями. Но несмотря на это Пасхальная седмица – период, в который резко сокращается молитва, как храмовая, так и домашняя. Мы привыкли, что службы становятся совсем коротенькими, а обычное домашнее молитвенное правило в эти дни заменяется Пасхальными Часами. Максимум пять минут – вот и все правило. Даже подготовительные молитвы к Святому Причастию состоят из Пасхальных Часов, канона Пасхи и Последования ко святому Причащению.
В этот период очень важно постараться не растерять той благодати, что была приобретена в дни Великого Поста и в сам Праздник Пасхи. Для того, чтобы поддержать в себе обретенную благодать, 66 правило Шестого Вселенского Собора постановило: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до Фоминой недели во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся».
Светлая седмица в идеале должна вся быть пронизана ощущением светлой пасхальной радости. Не той душевной эмоциональной радости, что приходит от окончания поста и возможности пуститься без удержу во все развлечения, а духовной – мирного радостного духа, мистического благодатного переживания Воскресения Христа и нашего совоскресения Ему. У многих святых такое состояние духа сохранялось в течение всего года. Можно вспомнить, как приветствовал пасхальным приветствием приходивших к нему преподобный Серафим Саровский. Это состояние он усвоил себе долгими подвижническими трудами. Для таких людей Воскресение Христово становится не абстрактным внешним праздником, а благодатной жизнью во Христе, той личной Пасхой, которая начинается здесь, на земле и уходит в вечную жизнь, в то «место светло», место Божественного покоя, где уже нет «ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная». Таким по благой задумке Бога Воскресение Христово должно стать для каждого.