28 октября день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Эта икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру иконографией изображает Божию Матерь сидящей на облаке с распростертыми в благословении руками над созревшей хлебной нивой с сжатой в снопы рожью.
По сравнению с другими иконами Царицы Небесной образ «Спорительница хлебов» довольно молодой. Икона была написана в конце XIX века по благословению великого старца Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Святой сам дал ей название и указал дату празднования – 15 (28) октября, время, на которое приходилось окончание жатвы и уборки урожая.
Икона символизирует благословение Божией Матерью урожая хлеба. В старину знали: если хлеб родится, значит, год не голодный. Пресвятая Богородица, как Матерь по плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы, является человеку первой помощницей в трудах о хлебе насущном. Как, впрочем, и о Хлебе духовном, о чем еще скажем ниже. Именно Господь благословляет щедрый урожай или попускает голод, а Матерь Божья испрашивает милости для человека, покрывает землю Своим молитвенным Покровом.
Об этом перед своей кончиной сугубо молился преподобный Амвросий – чтобы милость Божья не оставляла народ. Образ «Спорительница хлебов» стал плодом этой молитвы. Преподобный даже заказывал снимки с этой иконы, которые затем раздавал и рассылал своим духовным детям. Списки с иконы он советовал ставить в амбаре для того, «чтобы не было оскудения хлеба».
Образом «Спорительница хлебов» старец перед кончиной благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери. Святой так и говорил, что уходя в иной мир, оставляет обитель на попечение Богородицы.
Первое чудо от иконы Господь явил в последний год жизни великого оптинского старца. 1891 год выдался в России неурожайным, однако в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В дальнейшем такие чудеса от святой иконы стали регулярными – Матерь Божия не оставляла в нужде и беде Своих чад, почитающих Ее образ.
В Свято-Ильинском храме на стене есть фреска «Спорительница хлебов». Как и вся стенная роспись храма, этот образ Божией Матери воплотил в себя связь времен и поколений, и понимается через призму осмысления исторической жизни Кубани, ее повседневных будней с чередой забот. На фреске Пресвятая Богородица так же, как и на каноничном образе, изображена сидящей на облаке. Руки простерты – Царица Небесная благословляет кубанские поля, на которых трудятся ее жители. В интерпретации Свято-Ильинского храма на полях не рожь, а пшеница – кубанский чернозем обычно щедр на богатые урожаи этой зерновой культуры. Кто-то серпом пожинает зрелые колосья и укладывает в снопы. Кто-то взирает наверх, воздевает руки к небу, очевидно ожидая милости от Бога и Его Пречистой Матери.
На фреске под благословением Пречистой – простые люди, жители Кубани. И здесь, и почти на всех росписях храма мужчин гораздо больше, чем женщин. Диспропорция полов в среде казачества и на Кубани в конце XVIII – первой половине XIX века – исторический факт. Длительное время ядро казачества, как одного из наиболее военизированных подразделений в составе Российской Империи, составляли только мужчины, соблюдавшие обет безбрачия. За его нарушение виновные могли, ни много ни мало, поплатиться головой. Царской и войсковой администрации приходилось даже предпринимать специальные усилия для насаждения семейной жизни в казачьей среде, а то и устраивать браки «по приказу».
На рассматриваемой стенной живописи храма Илии Пророка кубанцы представлены не столько как отважные воины и мужественные защитники Отечества, сколько как неутомимые труженики и рачительные хозяева. И каждый из них, будь то жнец, воин с конем или мать с ребенком, неизменно взирают вверх, устремляют взор горЕ, к небу, где Святая Владычица простирает над ними благословляющие длани. Это тоже исторический факт – кубанцы с молоком матери впитывали простую истину, которой затем старались держаться на протяжении всей жизни: если Бог будет на первом месте, все остальное – на своем.
В контексте росписи стенной образ «Спорительница хлебов» обретает еще один очень важный смысловой пласт. Пшеница и выпеченный в будущем из нее хлеб это то, что впоследствии в храме на Литургии будет претворено в Тело Христово. Хлеб Небесный, Хлеб Жизни – так называет Себя Господь в Евангелии от Иоанна. Только тот, кто причащается этого Хлеба, может надеяться на воскрешение своего духа и на Вечную Жизнь в Царстве Пресвятой Троицы. Изображенный вверху первый деревянный храм Екатеринодара, освященный в честь Христова Воскресения, возможно, и указывает на то, что собранный урожай, это не только временная пища, но и будущая Евхаристия.