Имя преподобного Саввы Сторожевского, подвижника времен Древней Руси, неотделимо от имени другого русского святого, преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Савва был учеником Игумена земли Русской. И так же, как и его духоносный Старец, оставил после себя наследие не книжное, а сугубо практическое – монастырь, который действует и поныне.
Саввино-Сторожевскому ставропигиальному мужскому монастырю уже семь веков. Его история – это история о том, когда созидание стен становится не причиной, а следствием возникновения монастыря. А причина – в духоносном наставнике, в благодатной преемственности и послушании. На этом фундаменте созидались стены внутренней сердечной обители преподобного Саввы. Он прошел все вехи монашеской жизни: от простого послушника до духовника и настоятеля монастыря, и затем – уединенника-безмолвника.
Житие не сообщает, кем был Савва в миру, из какой семьи, да это и не столь важно. Известно, что к преподобному Сергию Савва пришел в молодости. Пришел за духовным обучением, исполненный желанием отдать всего себя в руки Иисуса Христа, чтобы найти Его в своем сердце и уже никогда не разлучаться с Ним. Уходил из мира сознательно, не прицениваясь, где бы получше устроиться, решительно и целенаправленно выбрал суровые условия, в которых нес свои подвиги Радонежский чудотворец. Но что значили все эти трудности, если их надо было терпеть ради Бога!
В монастыре у молодого послушника началась жизнь, которая с виду абсолютно неприметна и совершенно непонятна обычному мирскому человеку. Жизнь с иными целями и установками. Мир оценивал пользу каждого дня лишь количеством совершенных внешних дел. В братстве преподобного Сергия тоже вели учет делам, но другим – внутренним. Наблюдали даже за мыслями и чувствами, это было одним из важнейших деланий. Жили в крайне аскетических условиях – строгий устав, постоянный пост, терпение холода, голода, ежедневные нелегкие труды по обители и никаких поблажек себе, долгие молитвенные стояния и послушание духоносному Старцу. Многочасовые моления по ночам при свече: суточный круг, Псалтирь, а затем еще долгое перебирание четок-лестовки с молитвой Иисусовой.
На исходе каждого дня подвижники проводили «духовный аудит», проверяли свою совесть: что было сделано нехорошо, что не получилось вовсе, какие страсти еще сильны и действуют, на что нужно обратить внимание. И подведя своеобразный баланс добра и зла, переходили в контрнаступление на борющие страсти, и снова – покаяние, поклоны, бдение. Вечером следующего дня очередная проверка совести, и так день за днем.
Таким был устав Свято-Троицкой обители, введенный преподобным Сергием. Это была вдохновенная и решительная борьба с врагом рода человеческого. Какие мысленные борения от помыслов, от восстающих страстей и вражьих наваждений приходилось терпеть в дремучих лесах послушнику Савве, осталось за бортом житийного повествования. Важно то, что в Свято-Троицкой обители было все самое необходимое для победы в этих бранях – мудрое руководство наставника, просвещенного благодатью Святого Духа, и полное беспрекословное послушание. Благодатный тандем руководства и послушания явил свои дивные плоды в прилежном ученике Савве. Он настолько впитал дух преподобного Сергия, что со временем смог стать духовником для братии, а после преставления преподобного – игуменом обители Святой Троицы.
При игуменстве преподобного Саввы обитель осталась верна своему уставу. Дух строгого подвижничества и священнобезмолвия отличал ее от других монашеских общин. Все подвиги насельников Свято-Троицкого монастыря были направлены к одной цели – очищению ума и сердца и соединение с Богом через непрестанную живую молитву. Этим духом впоследствии Божий Промысл судил заквасить всю Русскую землю – во многих ее городах и весях ученики преподобного Сергия основали обители, которые славились высотой монашеской жизни. Преподобному Савве Господь также судил передать свой богатый духовный опыт будущим поколениям христиан через основание под Москвой нового монастыря.
Со временем по просьбе князя Юрия Звенигородского на самом высоком берегу Москвы-реки на горе Сторожи появилась обитель, которая стала преемницей благодатной традиции Свято-Троицкого монастыря. Теперь уже к преподобному Савве – опытному и благодатному наставнику – потянулась молодежь за духовной жизнью в Боге. Святой Савва являл собой пример такой жизни. И этот пример красноречивее всякой словесной миссии свидетельствовал о Боге-Троице, о красоте жизни с Ним, под Его крылом.
Житие сообщает, что преподобный Савва даже в преклонном возрасте трудился наравне с остальной братией, все необходимое для себя делал самостоятельно. Но его душа уже жаждала другого. Ему хотелось уединения, чтобы всецело пребывать только с Богом. Святой предпринял попытки уединяться в пещере неподалеку. Это было хорошо только на первых порах, но совмещать уединение и настоятельство в обители оказалось делом затруднительным. И тогда преподобный Савва снял с себя обязанности настоятеля и остался в основанной им обители как простой насельник.
Опытно пройдя все ступени монашеской жизни, святой Савва окончил земные дни рядовым монахом, подвизающимся в тишине кельи перед взором одного только Бога. Годы незаметной с точки зрения мира жизни, аскетичной и суровой, не просто закалили его, они переплавили его в совершенно нового человека, такого, какого апостол Петр назвал «сокровенным сердца человеком». Облагодатствованный Святым Духом преподобный Савва получил от Бога даже силу творить чудеса. Но главным чудом стало преображение его души и соединение с Богом – то, ради чего он нес все труды и подвиги.



