Русь богата святыми. Особенно древними подвижниками – преподобными, которые всю свою жизнь посвящали Богу, стремились к чистоте и святости, ратовали на духовном поприще и с Божией помощью одерживали самую трудную, по словам святых отцов, победу – над самими собой.
Один из таких подвижников – преподобный Савва Сторожевский. 16 декабря Русская Православная Церковь чтит его память. В алтаре Свято-Ильинского храма хранится частица его мощей.
Жизненный путь этого древнего русского святого довольно типичен для того времени, когда почти вся Русь жила как монастырь: полное послушание наставнику, суровый аскетизм, самоотвержение, постоянное внимание к каждому движению своей души. Этим путем будущий преподобный решился идти с самой юности. Высокие устремления привели его в Свято-Троицкий монастырь, игуменом которого тогда был преподобный Сергий Радонежский, и большая часть жизни подвижника прошла под руководством этого богоносного наставника.
Внешне эта жизнь была очень однообразна: молитва, послушание, пост, бдение, ежедневные труды по обители. Основная же деятельность совершалась внутри, в сердечной клети подвижника. Благодаря руководству наставника святой жизни и собственной решимости, преподобный быстро восходил от силы в силу, овладевал искусством жизни перед Богом и в Боге.
По мере преуспеяния святой Савва сам уже мог быть наставником для братии. В зрелые годы он стал духовником, а после преставления преподобного Сергия и игуменом обители Святой Троицы. Позже Божий Промысл судил ему строить новый монастырь на горе Сторожи близ Москвы-реки, где преподобному Савве пришлось быть и настоятелем, и духовником, и наставником для братьев, которые собрались возле него, уже убеленного сединами опытного старца. Молодых иноков духоносный старец назидал более собственным примером – трудился наравне со всеми, носил на своих плечах воду на крутой склон, все необходимое для себя делал самостоятельно.
Саввино-Сторожевский монастырь, как позже будут его называть, был общежительным, где у братьев все было общее. Однако такой тип обители предполагает хоть и минимальное, но все же общение. Преподобного же Савву всегда влекло к отшельнической уединенной жизни. Даже когда он сам уже был старцем, святой вспоминал своего наставника преподобного Сергия, как пример для подражания, и старался во всем как можно больше равняться на него в стремлениях к единению с Богом. А путь к этому единению один – через терпение лишений и внутреннюю сокровенную жизнь сердца. Еще будучи настоятелем Свято-Троицкого монастыря преподобный Савва понял, что крест игуменского служения требует слишком много сил и внимания, отвлекает от единого на потребу – внутреннего делания, без которого внешняя деятельность не идет на пользу, ведь человеческие страсти вкрадываются в любое доброе дело. И, чтобы внешнее делание не поглотило окончательно всех сил его души, решился сложить с себя обязанности настоятеля Троицкого монастыря и стать простым его насельником.
Также и живя в основанной им обители, преподобный Савва любил уединяться в специально для этого вырытой им пещерке неподалеку от монастыря. Здесь, в тишине, где ничто не развлекало ум, можно было вполне предаваться так любимому им внутреннему молитвенному подвигу – сердцевине всей духовной жизни.
Так, пройдя жизнь, внешне полную лишений, но богатую и насыщенную внутренне, подвижник стал сокровенным сердца человеком, Евангелием, превратившимся из строк в жизнь. Своим богатым внутренним благодатным опытом святой щедро делился со всеми ищущими Христа. Он и сегодня может стать помощником и наставником для тех, кто жаждет сокровенной внутренней жизни в Боге. Для этого достаточно лишь с верой припасть к его мощам и взмолиться от сердца. Рака с мощами преподобного Саввы находится в основанном им монастыре, который и поныне действует в Звенигороде. Но и в Краснодаре в Свято-Ильинском храме хранится частица мощей этого дивного святого, сурового аскета и любвеобильного наставника.