«Социальный» святой и горячий исповедник веры

Его имя известно всем. Верующие и не очень, христиане и не только – все знают доброго старца, поспешающего на помощь каждому, кто к нему обращается. Этот святой известен своим крайне милосердным отношением к людям. С годами он приобрел стойкую репутацию самого отзывчивого и социального. Хотя Церковь прославляет его не за это, справедливо величая святого в тропаре правилом веры, образом кротости, учителем воздержания. Добрые дела явились только следствием доброго устроения души.

Святитель Николай Чудотворец. Один из величайших столпов христианства. Его память совершается дважды в году: 19 декабря в день преставления и 22 мая в день перенесения мощей. В Свято-Ильинском храме в честь этого святого освящен правый придел. В алтаре храма в выносном ковчеге хранится частица мощей Божьего угодника. Каждый четверг в 18 часов святыню износят из алтаря в храм, где перед мощами совершается молебен с акафистом святителю Николаю.

Родился святой около 270 года в Патарах, небольшом городке на побережье в малоазийской провинции в Ликии. Семья была верующей и благочестивой, отличалась любовью милосердию. Эти качества родители сумели заложить в своего сына. А уже в процессе жизни святой Николай с Божией помощью возрастил данные ему таланты, совершил ту самую евангельскую куплю, о которой говорил Христос в притче о талантах.

Большое влияние на ребенка оказал его дядя, епископ. Можно сказать, что Николай с младенчества впитывал дух благочестия и милосердия, любви к Богу и к ближним.

Из жития известны многочисленные случаи помощи святого тем, кому она была необходима. Одна из самых знаменитых, пожалуй, история о тайном подбрасывании мешочков с золотом, доставшимся ему в наследство от родителей, обедневшему вдовцу, отцу трех незамужних дочерей. Видимо, эта история породила в Европе поверье, что подарки под елку в канун Рождества Христова детям приносит сам Чудотворец Николай.

Впрочем, история о мешочках с золотом это не только о милосердии. Не сводивший концов с концами отец задумал отправить дочерей зарабатывать собственным телом. Такого падения и уклонения на кривые дорожки смертного греха христианское сердце святителя допустить не могло. Материальная помощь в данном случае стала выражением помощи духовной – удержать от греха и тем самым не допустить погибели сразу нескольких душ.

Чистоту и святость святитель любил всегда. Так же, как и опытно знал вкус молитвы, поста, простой подвижнической жизни. Казалось, с самых юных лет он научился жить в присутствии Бога, как будто всегда видя Его. Скорее всего, так и было, по заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Житие упоминает о том, что когда довольно молодой Николай принял священный сан от рук своего дяди архиерея, по мудрости и благодатным Дарам Святого Духа он был как старец. А Дары ему были даны немалые. Например, уже тогда он мог не только исцелять, но и воскрешать.

Со временем святой удалился из родных Патар в Миры Ликийские. Ему хотелось тихо и незаметно жить там, где его никто не знал. Проводить время в храме, в молитве, строгом посте и других подвигах. Однако Господь судил иначе. Божьим Промыслом человека святой жизни не просто заметили, но и избрали епископом. И хотя он долго отказывался, все же, пришлось оказать послушание Божьей воле. Так святитель Николай взял на себя Христово бремя управления Мир-Ликийской епархией.

Возмущало ли столь ответственное послушание дух святого, посещали ли его тщеславные помыслы, с которыми приходилось бороться, все это нам неведомо. Святые редко ведут дневники, а святые первых веков христианства не вели их вовсе. Возможно, что в это время он уже имел бесстрастие. Подвиги святого теперь обрели иной характер. Святителю приходилось часто встречаться с людьми, каждого выслушивать. Глубоко внутренняя подвижническая жизнь, постоянная связь с Богом стали в этих делах для него основой, фундаментом и подспорьем. Он мог, помолившись, дать вопрошающему тот ответ, который был нужен именно ему.

Милосердный святитель, не взыскивавший за личные проступки, в вопросах веры был весьма ревностным и бескомпромиссным. Во время его управления Мир-Ликийской кафедрой был созван Первый Вселенский Собор. Тогда христианский мир охватила ересь некоего Ария. Она полыхнула как пожар, поражая храм за храмом, епархию за епархией. Святой Николай прибыл на Собор. Вместе с другими архиереями грамотно изложил учение Церкви о рассматриваемом вопросе. Ересиарх не внял и остался при своих взглядах. Все доводы были исчерпаны, и тогда, как гласит Предание, милосердный святитель Николай отвесил еретику пощечину.

Этот сюжет изображен на одной из фресок в храме Илии Пророка. Святитель стоит во весь рост, держа в левой руке свиток, в котором изложено православное учение. Его правая рука все еще находится в движении после совершенного поступка. Перед ним держится за щеку согбенный Арий. По сторонам – архиереи, члены Собора. Над всеми – Христос, Который сверху взирает на происходящее.

Почему милосердный святитель решился на такое деяние? Прав ли он был? Наверное, в данном случае не стоит доискиваться ответа на вопрос, допустимо ли было рукоприкладство со стороны человека, облеченного в высший церковный сан. Ответ лежит в иной плоскости. Святитель Николай был аскетом и подвижником, ревностным архиереем, горячим исповедником веры. Он опытно знал, что в Церкви не может быть компромиссов, как не может быть компромиссов между истиной и ложью. Одна неверная мысль сделает ложным все церковное учение, превратив его из неотмирного Христова в простое человеческое измышление. Один допущенный компромисс повлечет миллионы погибших для Вечности душ.

Сегодня святителя Николая почитают как покровителя неправедно осужденных. Ему молятся о помощи в путешествиях, в серьезных опасностях и в болезнях. По молитвам святого благополучно устраиваются различные житейские обстоятельства. Случаев чудесной и быстрой помощи святителя в жизненных ситуациях предостаточно. Но никак не меньшим помощником святитель Николай является в вопросах укрепления веры, возгревания огня ревности, обретения решимости возлюбить Господа всем сердцем.

 

Комментирование запрещено