Собор Киево-Печерских святых: что связывает Кубань с Древней Русью?

11 октября по новому стилю Православная Церковь чтит память Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Киево-Печерская Лавра – самый старший из сохранившихся древнерусских монастырей. Его строгий устав во многом был подобен монастырям на Святой горе Афон. А для нас важно еще и то, что Кубанская земля уже в те далекие времена имела непосредственную связь с Печерской обителью…

В краснодарском храме Пророка Божия Илии хранится несколько частиц мощей преподобных Киево-Печерских святых угодников, почивающих в Ближних пещерах. В большом ковчеге, который находится у алтаря храма, мощи преподобных Никона, игумена (Тмутараканского),  Агапита врача, Алипия иконописца, Дамиана целебника, Моисея Угрина, Никодима просфорника, Нифонта, епископа Новгородского, преподобномученика Анастасия диакона. Есть еще отдельные выносные ковчеги, в которых хранятся частицы мощей преподобных Илии Муромского и Нестора летописца.

Некоторые из этих имен прямо связаны с историей Кубани. Например, один из первых насельников Киево-Печерской обители, преподобный Никон. Будущий святой был сподвижником преподобного Антония, и поскольку был иереем, совершал монашеские постриги братии. Жизнеописание сообщает, что спустя какое-то время подвижник удалился на Таманский полуостров в Тмутаракань, где основал подворье Печерской обители – монастырь «по образу во всем подобный Печерскому».

Много позже, археологи обнаружили в нескольких километрах от Тамани раскопки древнего пещерного монастыря. Найденные артефакты позволили ученым датировать находку 11-12 веками, т.е. примерно теми годами,  в которые преподобный Никон жил на Кубани. Тот ли именно это монастырь или нет, доподлинно установить, конечно, невозможно. Но это, наверное, и не столь важно. Гораздо важнее, что в те далекие века, когда на Руси только-только начало распространяться христианство, в кубанских краях уже существовал монастырь, который был подворьем Киево-Печерского, а значит, была преемственность благодатной передачи сокровенного внутреннего делания, посредством которого человек не просто очищается от страстей, но восходит в христианское совершенство. Преподобный Никон раздул огонек христианской веры на Кубанской земле во время своей земной жизни, и сегодня святой так же помогает тем, кто обращается к нему за молитвенной поддержкой.

Есть еще один святой, чье имя имеет отношение к Кубани. Если представителей казачества спросить, кто был самым первым казаком, они не задумываясь ответят: «Илья Муромец!» За этим загадочным святым действительно закрепилась слава не только русского богатыря, но и первого казака. Былины прославляют его как эпического героя, в Ближних пещерах покоятся его мощи, житие и фольклор переплетаются между собой, иногда дополняя, иногда противореча друг другу. Но одно известно точно – Илия Муромец реальная личность. Первоначально воевода князя Владимира, он окончил свои дни монахом Киево-Печерской Лавры.

Казаки всегда считали преподобного Илию Муромца своим покровителем. Мужество, храбрость, недюжинная сила, сострадание к страдающим, любовь к отечеству, пусть только формирующемуся, всегдашняя готовность к его защите, а главное, вера – вот качества, которыми, согласно Преданию, обладал Илия. Эти же качества позже стали основой тех исторических традиций, которые сложились у казаков. Именно на казачье войсковое сословие ложилась задача охраны рубежей отечества: как географических, так и духовных. Православная вера для казаков прежних времен была не просто верностью традиции, этой верой они жили, эту веру защищали и хранили. Вопреки расхожему мнению, казаков отличала строгая дисциплина. Когда была необходимость идти в бой, шли, строго соблюдая целомудрие, в казачьем стане женщинам жить не позволялось. Пожилые казаки нередко заканчивали свои дни в монастыре.

Частица мощей святого, которого казачество чтит как своего покровителя, хранится в выносном ларце храма Илии Пророка.

Важно упомянуть и о первом церковном летописце, преподобном Несторе, чьи мощи также хранятся под сводами Свято-Ильинского храма. В своем труде «Повесть временных лет» святой оставил бесценные исторические сведения о становлении Русской земли. Как летописец, преподобный Нестор постарался донести не просто сухие исторические факты, но, прежде всего, их нравственную и духовную причину.

Мы рассказали лишь о некоторых святых, которые частицами своих мощей покоятся в Свято-Ильинском храме. Святых, которые, можно сказать, стояли у истоков Киево-Печерской обители, и которые причастны к зарождению и распространению христианства на Кубанской земле. Образом своих подвигов эти святые не просто положили основание всей дальнейшей русской культуре, они сформировали целостность мировосприятия и мироощущения русского человека, заложив в основу этого восприятия деятельную жертвенную любовь к Христу.

Сегодня многие склонны обращаться с молитвенными прошениями к святым, близким нам по времени. Но можно ли забывать тех, кому мы обязаны тем, что живем в Православной вере? Они, как и раньше являются молитвенниками обо всех, кто приходит к ним за помощью. Они имеют опыт и благодать, претворили Евангелие из книжных строк в самую жизнь. И если сегодня кто-то чувствует духовную оставленность, ищет ответа на недоумения или сомневается, как поступить, Киево-Печерские угодники да будут в помощь.

Комментирование запрещено