15 января день преставления преподобного Серафима Саровского. Большинство православных знает его как святого, приветствовавшего каждого приходившего к нему пасхальным приветствием: «Радуйся, радость моя! Христос Воскресе!». Кто-то вспомнит, что молитвенное правильце, которое давал преподобный, гораздо короче того, что напечатано в современных молитвословах, а значит, батюшка Серафим «был очень добрый и понимал простых людей». Для третьих воспоминания о преподобном Серафиме связаны с подвигом тысячедневного стояния на камне.
На самом деле история христианского подвига батюшки Серафима Саровского гораздо богаче и многограннее, чем это может показаться при поверхностном взгляде. И совсем не зря в тропаре святому есть слова «…трудом и молитвою в пустыне подвизался еси», указывающие на два основных вида его подвига, которые он предпринял ради одной цели – стяжания Духа Божия, как сам он позже скажет о себе.
Каким же он был?
Преподобный Серафим относится к тем святым, которые были избраны к святости с самого детства. Хотя на самом деле, к ней призваны все, и Сам Господь говорит: «Будьте святы, ибо Я Свят». Но в случае с преподобным Серафимом явно прослеживается рука Божия, бережно хранящая и ведущая Своего угодника, и главное – сердечный отклик будущего святого.
Мальчик родился в 1759 году в благочестивой купеческой курской семье. Родители дали ребенку имя Прохор. И быть бы ему тоже купцом, но Господь чудесным образом показал, что мальчику уготован совсем иной путь. Несколько раз он был почти на волосок от смерти, самый первый из них – когда семилетним ребенком упал с колокольни. Перепуганная мать не чаяла увидеть дитя живым, но Прохор оказался целым и невредимым. В другой раз, уже будучи постарше, Прохор заболел так сильно, что никто не надеялся на выздоровление. Но после того, как он приложился к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», болезнь стала отступать. Подобные случаи происходили неоднократно. Уже подвизаясь в монастыре в Сарове, послушник Прохор сильно занемог и болел три года. Подвижника тогда вновь исцелила Богородица, явившись ему.
Являясь будущему святому, Матерь Божия говорила о нем: «Сей от рода Нашего». Что же было в нем такого, что отличало его от других братьев, живущих в обители? Прежде всего, настрой на личный внутренний подвиг. Юноша Прохор осознанно избрал монашество как путь личного спасения и молитвенного стояния за весь мир. И решившись, пошел по выбранному пути до конца, трудясь для Бога от всего сердца и по совести.
В Саровском монастыре приходилось много работать – место было дикое и мало обустроенное. Основным его занятием стали столярные работы. Что касается духовной стороны, то внимательную жизнь Прохор вел всегда, еще более усугубив ее в обители. Напряженное внимание к текстам церковных служб, деятельная внутренняя молитва – то, к чему он стремился на первых ступенях своего послушничества. Возможно, не обходилось без мысленных падений, но даже они служили во благо, потому что из них рождался ценный опыт.
«Монах, одолеваемый скукою, подобен пустынному хворосту, который то немного остановится, то опять несется по ветру, – говорил потом преподобный о первых годах своей жизни в обители. – Он, как безводное облако, гонится ветром. Сей демон, если не может извлечь монаха из келии, то начинает развлекать ум его во время молитвы и чтения. Это, говорит ему помысел, лежит не так, а это не тут, надобно привести в порядок. И это все делает для того, чтобы ум сделать праздным и безплодным. Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что и рождается она от малодушия и праздности и празднословия».
Годы, проведенные в монастыре, были наполнены молитвой и тем внутренним деланием, ради которого он и шел в монастырь. Доверие Богу, твердость произволения, терпение, упорство, желание и умение хранить мир души – все это одновременно и помогало нести посильный подвиг, и возрастало, благодаря подвигу. Но главное, что было у послушника Прохора – горение сердца. И кажется совершенно промыслительным, что через 8 лет послушничества его нарекут в постриге именем Серафим, что означает «пламенный».
Возможно именно эта пламенная ревность позволила ему, еще молодому иеродиакону, не раз видеть во время богослужений ангелов в образе молниеносных юношей, облеченных в белые золототканые одежды. А однажды иеродиакон Серафим сподобился лицезреть Самого Иисуса Христа… После этого видения молодой священнослужитель долго не мог ни сойти с места, ни вымолвить слово.
Когда будущего святого рукоположили в иеромонаха, он стал ежедневно приобщаться Святых Таин.
В Саровском монастыре преподобный прожил 17 лет. За это время было пройдено немало подвигов, как душевных, так и телесных. Все это не могло не сказаться на его здоровье. Монастырские братья советовали ему просить благословения удалиться для отдыха в больничные кельи, но душа преподобного жаждала другого. И, испросив благословения настоятеля, отец Серафим удалился совсем не на отдых, а в дальнюю пустыньку на берегу реки Саровки для того, чтобы предаться еще большим трудам во Имя Христа.
Здесь преподобный пошел на сугубый подвиг. Пустынножительство в Церкви вообще считается своего рода монашеским университетом. Здесь иные труды, и битва иного уровня, непосредственно с врагом рода человеческого. Здесь подвижник доводит своего внутреннего человека до совершенства. Шлифует и оттачивает все, что было приобретено и усвоено в обители. Но подвиг этот и очень опасный. Много искушений на этом пути подстерегает желающего христианского совершенства. Так было и у пустынника иеромонаха Серафима. Чего стоит только случай с нападением разбойников, когда они до полусмерти избили ни в чем не повинного подвижника…
Как всегда самое главное – внутренняя суть подвига преподобного Серафима – осталась сокрытой от нас. Известна только внешняя сторона его пустыннической жизни. Сугубый пост: сначала преподобный питался черствым хлебом, затем только овощами со своего огорода, а далее и вовсе лишь отваром из травы. Молитвенный подвиг на камне… Что бороло, какой помысел уязвил тогда любящую Бога душу преподобного, что ему пришлось пойти на такой шаг? Тяжелые телесные труды… Три года в полном молчании…
На шестнадцатом году отшельнической жизни, почувствовав, что он не сможет больше ходить в монастырь для принятия Святых Христовых Таин, Серафим Саровский покинул свою пустынь и возвратился в обитель. Последние годы его жизни проходят в затворе. Только редкие посетители могли в те годы видеть святого старца. Обычно они заставали его или за молитвой, или за чтением Евангелия. В жизнеописании сказано, что в понедельник преподобный Серафим читал все Евангелие от Матфея, во вторник – от Марка, в среду – от Луки, в четверг – от Иоанна, а на оставшиеся дни разделялись Деяния апостолов и Послания.
В беседе с Николаем Мотвиловым святой Серафим признался, что все его труды были только средством к достижению самой главной победы – победы над врагом человеческих душ. Из этих трудов родилась та благодатная пасхальная радость, с которой подвижник встречал каждого приходящего к нему. Из этих подвигов родились наставления, прожитые опытом:
«Уединение, молитва, любовь и воздержание – суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо».
«Когда ум и сердце соединены будут в молитве, и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовной, в которой начинает сиять Свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».
«От молчания никто никогда не раскаивался».
«Вера без дел мертва, а дела веры – любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду».
«Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием Вечного Света».
Самое известное наставление преподобного – о стяжании Духа Святого, как цели христианской жизни: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Много чудес совершил преподобный Серафим при жизни, и еще больше совершает их по своем преставлении. Но главное чудо, пожалуй, заключается в чуткости его души, сумевшей смлада расслышать Божий призыв, и расслышав, отозваться на него, «умиленным же сердцем любовь Христову стяжав…»
Во время земной жизни святой говорил «приходить к нему на гробик» и рассказывать о своих нуждах. Своими мощами преподобный Серафим Саровский почивает в женском монастыре в Дивеево. В Краснодаре частица его мощей хранится в большом ковчеге Свято-Ильинского храма. Здесь к святому Серафиму всегда можно прильнуть с молитвой о помощи в любой нужде, особенно – в желании обрести решимость слышать и откликаться на зов Божий, мужественно преодолевая на этом пути все трудности ради главной цели – стяжания мирного Духа Божия.