Это был непростой для Руси период. Народ, не так давно принявший крещение, в большинстве еще оставался с полуязыческим сознанием. Междоусобицы, монголо-татарское иго… Трудно было представить, что ждет впереди Русскую землю. Да и останется ли она вообще?
В это время в селе Варницы Ростовской области в благочестивой семье бояр Кирилла и Марии рождается мальчик Варфоломей. С самого раннего детства он казался особым избранником Божьим. Его сердце и правда всю его жизнь горело любовью к Богу. Казалось, именно такого человека и ждала исстрадавшаяся русская земля – он повзрослеет и сможет зажечь истинной верой сердца своих земляков. Сможет научить их жить правильно, с Богом.
Но вот Варфоломей вырастает и, вместо ожидаемой от него пользы здесь и сейчас, оставляет мир и уходит в глушь, в какие-то дебри. Оправдано ли было такое решение? Для чего было прятаться от всех в то время, когда в нем так отчаянно нуждались? Неужели в этом поступке было безразличие к тому, как дальше сложится судьба его народа?
Конечно, будущему преподобному была небезразлична судьба своего народа. Его сердце болело обо всех нестроениях и бедах, которые обрушились тогда на русичей. Но как человек, в чьем сердце поселился Бог, он понимал – все происходящее это средства, которыми Господь призывает людей к покаянию.
За покаянием, которое становится главным делом его жизни, он и уходит «в пустыню», поселяется в лесах близ города Радонеж. Подвиг пустынножительства был известен Церкви почти с первых веков христианства. Первые монашеские пустыни возникли в Египте и на Синае, откуда затем пустынножительство, как образ спасения, распространилось по всему христианскому миру. Но жизнь в пустыне Фиваиды и в холодном северном лесу это явления совершенно разного порядка. В силу одних только климатических условий этот подвиг на Руси был особенно тяжел.
Однако будущий преподобный Сергий, тогда – двадцатилетний юноша, избирает именно этот путь. Его решение было очень зрелым. Варфоломей посвятил себя Богу давно, еще живя в миру. Не просто полюбил молитву и богослужение как какое-то красивое и благолепное сакральное действо. Он уловил самую суть христианства, понял конечную его цель. Говоря современным языком, понял, что именно нужно «получить на выходе». И взялся за дело, используя все сподручные средства, которыми веками пользовались православные подвижники: пост, молитву, бдение, непрестанный контроль над собой 24/7. Последнее особенно необходимо, без него все остальное лишается смысла. Пришлось также запастись несметным количеством терпения и полным доверием Богу.
Что же это за конечная цель, ради которой совсем молодой человек решился до самого могильного холмика идти столь суровым путем? А путь без преувеличения был суров. Старший брат преподобного Сергия, с которым они оба покинули мир, в скором времени не выдержал жестких условий и вернулся обратно. Молодой подвижник остался жить в глухом лесу совершенно один, его соседями были лишь медведи, волки и прочее лесное зверье. Длительные молитвенные правила, поклоны, строгий пост, нередко переходящий в голод, ведь по близости нет магазинов. Тяжелый физический труд, холод, терпение всего, что бы ни происходило. И постоянное внимание к себе, к своим мыслям, чувствам. И так не неделю, не месяц и даже не год, а весь отпущенный ему земной срок. Добровольно. А там, за лесной опушкой, мир жил своей жизнью…
Манил ли его мир? Возникало ли желание бросить все и вернуться? Жизнеописание преподобного Сергия об этом ничего не сообщает. Но одно известно точно – путь Христов труден и тернист. Без борьбы с помыслами не обходилось ни у одного подвижника, да и просто христианина. Сомнения, уныние, отчаяние враг навевает на каждого, кто старается идти путем Христовым. Особенно это касается тех, кто подвизается в уединении – пустынников, отшельников. С ними дьявол ведет особенно жестокую брань, их главное орудие борьбы в этом случае – Сам Господь, Его Пресвятое Имя, которое они призывают в молитве для того, чтобы Своим Именем Господь победил врага.
Так для чего же все-таки молодой Варфоломей обрек себя на такие трудности? Ведь мог же бы он, человек с горящим верой сердцем, оставаться в миру, проповедовать своим соотечественникам, учить, объяснять, т.е. просто быть так нужным тогда миссионером? Но нет. Будущий святой ушел «в пустыню», чтобы стать тем, кем его уже много веков знает и чтит весь православный мир – преподобным. Чтобы стать похожим на Бога в максимально возможной степени, соединиться с Ним, сделать свое сердце обителью Пресвятой Троицы.
Недаром со временем вокруг него возник целый монастырь во имя Пресвятой Троицы. Еще прежде этого обитель Троицы возникла в сердце преподобного. И это сердце, ставшее жилищем Бога Троицы, стало привлекать всех ищущих Христа. Не помешали непроходимые леса собраться команде единомышленников, единодушных боголюбивых христиан, желающих христианского совершенства. Преподобный Сергий выбрал путь, основной смысл которого спустя несколько веков сформулировал Серафим Саровский: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Этот духовный закон известен с евангельских времен – извлечь прежде бревно из своего глаза, чтобы понять, как вынуть соринку из глаза брата.
Именно в этом была его помощь миру. В те далекие времена святой помогал современникам сначала молитвой, а затем, когда укрепился, и словом, только тогда это было уже слово, просвещенное Духом Божьим. Преподобный помогает нам и сегодня. Основанная святым Сергием Свято-Троицкая Лавра и ныне является маяком на пути спасения. Ученики преподобного Сергия основали множество других монастырей, действующих в разных городах России до сего дня.
Преподобный Сергий не оставил нам книжного наследства. Он оставил другое, самое главное – образец того, как бороться со своими грехами и страстями. Уйдя в непроходимые леса, святой помог не только себе, он уже восемь веков продолжает помогать сотням поколений православных христиан. И в этом и есть его подлинная миссия.