9 ноября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца. В Свято-Ильинском храме Краснодара в выносном ковчеге хранится частица его мощей.
Преподобный Нестор – святой, которого от нас отделяют более девяти столетий. За это время изменилось очень многое: от рассвета – когда ширились границы молодой Руси, строились храмы, подвизались преподобные, до почти заката – когда свершилась революция и некогда Святая Русь выбрала противоположный своим идеалам путь…. Преподобный Нестор жил во времена зарождения Руси, когда, можно сказать, совсем недавно в водах Днепра совершилось Крещение русов. Он был насельником будущей Киево-Печерской Лавры, тогда – пещерного монастыря, основанного преподобными Антонием и Феодосием. Впрочем, слово «основанный» слишком условно. Будущие святые не ставили целью строительство стен и обустройство обители. Они уходили в горы спасться, трудиться над своей душой. А уже позже к ним примыкали единомышленники, люди одного с ними духа, искавшие опытных наставников в духовной жизни.
Так было и в случае с преподобным Нестором. Придя в обитель, юноша стал послушником преподобного Феодосия. У него учился премудрости духовной жизни, и, по своему усердию и молитвам наставника, преуспевал в ней. На практике постигал, что такое смирение, в чем истинный смысл послушания, и для чего так важно отсекать свою волю.
Но было у Нестора еще одно послушание, сделавшее его известным на многие столетия. Насельник киевского монастыря нес послушание летописца. Сначала обители, а затем и всей молодой Руси.
Как только не величают сегодня преподобного! Одни зовут его отцом русской истории, другие – отцом русской филологии. В отношении Нестора Летописца и то, и другое справедливо. В первую очередь, потому что он донес до нас историю только еще формировавшегося в те времена нашего отечества. Именно перу преподобного Нестора принадлежит известное монументальное произведение «Повесть временных лет» – довольно объемный исторический труд. И хотя впоследствии «Повесть временных лет» несколько раз дописывалась, дополнялась и подвергалась редакторской обработке, именно благодаря ей мы сегодня обладаем важнейшими сведениями о Крещении Руси и становлении молодого государства. И в этом смысле преподобного Нестора действительно можно смело считать отцом русской истории.
Однако назвать его только историком все же было бы не совсем верно. Любой исторический труд фиксирует только факты. У Нестора не так. Преподобный писал именно летопись, в которой всем событиям и явлениям давал, прежде всего, глубокую нравственную оценку. Каждое описываемое в «Повести временных лет» событие святой рассматривал духовно, с христианских позиций. Четко и правдиво называл причины обрушивавшихся на молодое государство бедствий – грехи народа. Из случившегося делал выводы. Создание «Повести временных лет» именно в таком формате стало возможным благодаря особому внутреннему устроению автора первой русской летописи. Преподобный Феодосий сумел вложить в своего послушника ту живительную благодатную христианскую закваску, которая, по Евангельскому слову, «заквашивает» все тесто, т.е. преображает обычного человека в нового, просвещенного Божьей благодатью.
Все это вместе делает «Повесть временных лет» уникальным произведением, а ее автора – отцом не только русской истории и филологии, но и в какой-то мере, отцом духовной аналитики и даже церковной журналистики, поскольку церковный журналист тоже призван не просто фиксировать происходящие события, но и анализировать их и давать им должную христианскую оценку.
Конечно, у преподобного Нестора есть и другие произведения, в их числе «Житие святых Бориса и Глеба», и не только. Но все же основным трудом, за который он сподобился звания летописца, трудом во всю продолжительность русской истории, стала именно «Повесть временных лет».