Преподобный Амвросий Оптинский: когда простота становится святой

23 октября день памяти преподобного Амвросия Оптинского. А на следующий день, 24 октября, Православная Церковь чествует Собор Оптинских старцев. Такая связка неслучайна. О преподобном Амвросии невозможно говорить в отрыве от феномена оптинского старчества в целом. И хотя в преподобническом подвиге просияли четырнадцать святых насельников Свято-Введенской Оптиной Пустыни, преподобный Амвросий, пожалуй, служит наиболее ярким олицетворением самого характера оптинского старчества. Недаром именно его из всей плеяды старцев прозвали солнцем Оптиной Пустыни.

В 19 веке Оптина стала мощным духовным центром и оплотом Православия в Российской Империи. Русское старчество, переживавшее за несколько веков до этого некий кризис, в 18 веке стало потихоньку возрождаться, благодаря трудам преподобного Паисия Величковского, и к 19 веку духовный небосвод озарился множеством ярких звезд, освещающих современникам путь к уподоблению Богу.

Старчество 19 века в России значительно отличается от того, чем оно было в древнем восточном христианстве, и чем является сейчас в некоторых афонских общинах, где в связке «старец-послушник» последний полностью отсекает свою волю и вручает себя в послушание старцу. Старец в данном случае – еще живущий на земле преподобный, он опытный руководитель, учитель и наставник, постигший духовную науку на практике и обретший благодать Святого Духа.

Подобное послушание, конечно, было и в Оптиной: откровение помыслов, обучение внутреннему деланию, духовной брани, молитве, терпению и смирению – первостепенно необходимым в духовной жизни качествам, все это в полной мере было в оптинской обители. Поступавшая в монастырь молодежь вручалась старцам, которые к тому времени уже десятки лет несли здесь подвиги, и каждый в свою меру достиг уподобления души Христу. Под старческим руководством, в горячей печи послушания молодые монахи переплавлялись в нового человека и становились носителями Божественной благодати, которую затем передавали своим послушникам. Так «работает» старчество. Старец – всегда носитель благодати. Послушник – ее преемник. Именно благодаря такой преемственности Оптина весь 19 век плодоносила старцами.

При всем этом, основная особенность оптинского старчества в том, что оно было открытым и для обычных мирян, для всех, кто искал наставления. Эту открытость к людям впитал и преподобный Амвросий. Отчасти этому способствовала природная живость его характера – в миру будущий старец был веселым, коммуникабельным и общительным человеком. Но все же приписывать духовные таланты только лишь природным данным было бы совсем неверно. За видимой простотой скрывались одному Богу ведомые долгие и упорные труды. Сам о себе преподобный в ответ на вопрос, как ему удается так просто рассуждать о самых глубоких и сокровенных вещах в духовной жизни, признавался: «Я эту простоту у Господа двадцать лет вымаливал»…

Его простота действительно была удивительной. По сравнению с многими святыми отцами прежних веков, написавшими объемные и глубокие духовные труды, преподобный Амвросий казался, да и сейчас кажется таким теплым и добрым дедушкой. Господь дал ему умение расположить человека, просто и доступно объяснить сложные духовные истины, иногда с добрым юмором. Но эта теплота и доброта не были проявлением слащавой душевности, они были следствием внимательного, благоговейного отношения к каждой душе, как к образу Божию. А эта способность даруется благодатью Божией в ответ на доброе произволение и духовные подвиги.

Именно близость к народу и простота отличали оптинское старчество, в целом, и преподобного Амвросия, в частности. Хотя жить ему довелось в эпоху, когда в российском обществе простота уже начинала утрачиваться, страна была исполнена духовных, интеллектуальных и политических исканий, а правильнее сказать – шатаний. Западники, славянофилы, народники, марксисты, народовольцы – каких только течений не возникало тогда в России. Умы бродили, общество все больше  разобщалось, терзая родину. Каждый стал болен своей идеей, как напишет позже Достоевский. Христианство все быстрее превращалось в формальное исполнение обрядов, утрачивало внутреннюю суть и духовную вертикаль.

В такое-то время Оптинские старцы стали маяками заблудившимся умам, а тем, в ком еще горела жажда духовной жизни – наставниками. Благодаря умению говорить с каждым, преподобный Амвросий уже тогда снискал особую народную любовь. Именно к нему, а не только в саму Оптину, стекались тысячи паломников со всей страны – от интеллектуалов до простых крестьян. Для него не существовало деления людских проблем на важные и не очень. В море вопросов, некоторые из которых касались таких непростых тем, как смысл жизни, преподобный умел расслышать и вопрос неграмотной крестьянки: «Батюшка, а чего у меня индюшки дохнут?» И тогда как стоявшая рядом интеллигенция поднимала женщину на смех, святой принимался подробно расспрашивать ее о состоянии домашней живности и давать советы.

Именно Амвросий Оптинский стал прототипом старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Преподобный был наставником и духовником мыслителя и публициста Константина Николаевича Леонтьева, принявшего впоследствии монашеский постриг с именем Климент.

Изречения святого старца Амвросия, такие легкие и простые, метко выражают суть христианской жизни. Вот только некоторые из них:

«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно»;

«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх»;

«Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»;

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»;

«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет»;

«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится. Это и есть жить проще»;

«Где нет простоты, там одна пустота».

Святые не зря говорят, что духовная жизнь проста. Подтверждением тому служат и приведенные изречения преподобного старца. Непросты мы, сегодняшние, в своей привычке все обдумывать, анализировать, переживать, терзаться вместо детского обращения к Богу с молитвой. А преподобный Амвросий учил своих духовных чад именно простоте и полному доверию своему Творцу и Спасителю.

Святой и сегодня молитвенно помогает тем, кто желает исполнить его нехитрые, но спасительные наставления. Помогает своей молитвой, своим образом жизни. Подвигает и вдохновляет на делание ради Господа. Он знает многие трудности, с которыми приходится сталкиваться обычному человеку. Он многое пережил сам. Постоянные болезни во время земной жизни закалили его в терпении, в молитве и уповании исключительно на Божию милость – теперь он может помочь в этом и нам. Страдавший в молодости нерешительностью, он помогает желающим обрести решимость. Являясь Евангелием, исполненным всей жизнью, святой оптинский старец укрепляет своим примером желающих идти путем евангельских заповедей и молится о них у Престола Божия.

 

Комментирование запрещено