Как часто, приходя в храмы или встречаясь на улице, православные
приветствуют друг друга словами: «С праздником!» Даже в обычный
будничный день. Со стороны кто-то может удивиться: откуда столько
праздников? В самом деле, откуда? И что такое вообще праздник, что он
значит или должен значить в жизни человека?
Сегодня под праздником люди чаще всего понимают какое-либо торжество,
дату или память какого-то события. Почти такое же определение дают
празднику словари русского языка. Однако такое понимание ограничивает
смысл праздников и низводит их значение до развлечений или возможности
заняться своими делами, особенно, если в праздник положен выходной день.
Всегда ли понимание сути праздничных дней было таким узким?
Еще не так давно люди воспринимали смысл праздников гораздо глубже.
Конечно, праздники и раньше были поводом для передышки от
повседневных дел. Сам корень этого слова – «праздн» – говорит, что в этот
день нужно упраздниться. Как, от чего и для чего? Многие знают, что
праздное времяпрепровождение в христианском учении считается грехом. Но
в данном случае речь совсем не о бесцельной потере времени. Изначально
слово «праздник» предполагало устранение от всех хлопот, оставление их,
совершенное упразднение от всего земного ради того, чтобы полностью
сосредоточиться на Небесном, посвятить этому все свое время без остатка.
Это не просто нерабочий день, который можно использовать для своих нужд:
шопинга, поездки на дачу, ремонта машины или посиделок перед
телевизором. Праздник изначально имел для человека сакральное значение и
мыслился не иначе как окно в Горний мир. Недаром в английском языке это
слово в буквальном переводе означает святой день – «holiday».
Кто-то скажет: так что же теперь, если в Церкви почти каждый день
случаются праздники, нужно навсегда оставить работу и все дела?! Это,
конечно, не так хотя бы уже потому, что церковные праздники разнятся друг
с другом по величине и значимости. Церковный Устав различает праздники
великие, средние и малые. Великие, в свою очередь, разделяются на три
разряда:
— Святая Пасха,
— Великие Двунадесятые,
— Великие недвунадесятые.
Великие праздники отмечены в церковном Уставе особенным
богослужением, чаще всего, Всенощным бдением. В малые совершаются
рядовые вседневные службы.
Самый великий Праздник в году – Светлое Христово Воскресение, Пасха
Господня. Он не входит в число Двунадесятых праздников, поскольку, по
выражению святителя Григория Богослова, является праздником праздников
и торжеством торжеств.
Двунадесятых праздников всего двенадцать. От их числа происходит и
название – дванадесять, т.е. двенадцать. Двенадцать больших и значимых
праздников отмечает Церковь в богослужебном году: Рождество
Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой
Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне,
Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим,
Вознесение Господне, День Святой Троицы, Преображение Господне,
Успение Пресвятой Богородицы.
К Великим недвунадесятым праздникам относятся Покров Пресвятой
Богородицы, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого,
Рождество Иоанна Предтечи, память святых апостолов Петра и Павла,
Усекновение главы Иоанна Крестителя.
У каждого праздника своя продолжительность, которая включает
предпразднство, попразднство и отдание.
Предпразднство – день накануне праздника. В богослужебных текстах уже
предвкушается, предощущается событие, которое будет торжественно
отмечаться на следующий день. Службы предпразднства подготавливают и
настраивают прихожан на атмосферу, смысл и восприятие наступающего
праздника.
Дни после чествуемого события называются попразднством. С детских лет
все знают – торжество обычно заканчивается очень быстро, и очень хочется
его продлить. Если говорить о церковных праздниках, то одного дня бывает
совершенно недостаточно для полного восприятия праздника, усвоения умом
и сердцем его сокровенного смысла. Попразднство дает возможность в
течение нескольких дней соприкасаться с текстами празднуемого события,
проживать его, вникать в песнопения. В дни попразднства на богослужениях
обязательно поются тропари и стихиры праздника, на утрене читается
праздничный канон.
Традиция праздновать самые известные и важные события христианской
жизни несколько дней пришла в церковное богослужение из Ветхого Завета.
В книге Левит сказано: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в
восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву
Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте». Так
заповедал Господь Израилю в Моисеевом Пятикнижии.
Отдание праздника означает окончание периода празднования. Оно тоже
имеет сакральное значение. Его иное название «аподосис» переводится с
греческого как возвращение. В этот день вновь, спустя определенное время,
происходит возвращение к празднику. Накануне вечером совершается такая
же служба, как и в сам праздник, поются все песнопения и молитвословия
этого дня. Утром, в конце Литургии праздничная икона уносится с
центрального аналоя в алтарь. Говоря об отдании праздника, митрополит
Вениамин (Федченков) писал, что иногда Господь дает Благодать, связанную
с тем или иным событием, именно в самый последний день празднования.
Архипастырь считал, что это происходит, потому что человек может
осознать ценность того, что имеет, не иначе, как отдалившись от него хотя
бы на некоторое время. Чтобы сакральное понятие усвоилось всеми силами
души, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней. Тогда, при
отдании, человек будет с нетерпением ожидать его возвращения.
Самое длительное попразднство у Праздника Пасхи Господней. Светлое
Христово Воскресение Христово православные отмечают тридцать девять
дней. Однако Праздник праздников не имеет предпразднства, поскольку в
дни перед Пасхой Церковь вспоминает крестный путь Спасителя, и вместо
предпраздничной радости верующие переживают в эти дни сострадание
Страстям Христовым.
Остальные двунадесятые праздники длятся от одного до восьми дней. Но и
среди них не у всех есть попразднство. Например, праздник Благовещения
Пресвятой Богородицы отдается уже на следующий день, а Вход Господень в
Иерусалим не имеет не только попразднства, но даже отдания как такового.
Лишь вечером в самый день праздника на великой вечерне поются
праздничные стихиры. Причина в том, что эти два праздника приходятся на
подвижный годовой круг церковных служб, который зависит от Пасхи.
Благовещение приходится чаще всего на Великий Пост, немного реже на
Страстную седмицу, и крайне редко – на Светлую седмицу. В дни Поста и
Страстной седмицы не положено радостных служб, а Светлая целиком
посвящена непосредственно Пасхе. По причине наступления Страстной
седмицы вслед за днем Входа Господня в Иерусалим этот праздник
завершается в тот же день, что и начался.
В церковном годовом богослужебном круге есть еще праздники средние и
малые. Средние обычно отмечаются более торжественно по сравнению с
обычной вседневной службой. В такие праздники служится полиелей.
Полиелейными бывают дни памяти икон Богородицы и некоторых святых.
Есть святые или события, которым на утрене положено пение Великого
славословия.
В дни больших праздников православные христиане не просто вспоминают
совершившиеся когда-то события, как часть церковной истории. Церковный
праздник дает каждому христианину понять и прочувствовать – все,
совершившееся когда-то, в духовном плане совершается сегодня точно так
же, как и сотни лет назад. Богослужебные тексты составлены таким образом,
чтобы каждый христианин мог ощутить себя непосредственным участником
отмечаемых событий, как оно собственно и есть. Неслучайно в праздничных
песнопениях так часто звучит слово «днесь», что значит ныне, сейчас,
сегодня. «Днесь спасения нашего главизна», т.е. «сегодня начало нашего
спасения» – поется в тропаре Благовещения Пресвятой Богородицы. «Дева
днесь Пресущественнаго раждает», – в тропаре Рождеству Христову. «Днесь
Благодать Святаго Духа нас собра», – в тропаре Празднику Входа Господня в
Иерусалим. И предстоящие на службе понимают, это касается их так же, как
и первых христиан. Потому что, как говорили святые – Бог вне времени, у
Него нет прошедшего и будущего, у Него всегда настоящее.
В этом и есть духовная мистическая суть великих праздников – упраздниться
от земных дел, чтобы пережить празднуемое событие, как личное,
совершающееся здесь и сейчас ради своего личного спасения, преображения
души и соединения ее с Богом Творцом. Упраздниться для того, чтобы в это
время критически взглянуть на самого себя, на свою веру: нет ли в ней
слабых мест, требующих помощи и врачевания Божиих? Упраздниться для
того, чтобы иметь возможность творить дела милосердия во Славу Божию.
Чтобы осознать, в какой чистоте и святости следует хранить мысли и чувства
в честь тех дней, в которые дается сугубая Благодать Святого Духа, начиная
с первого дня праздника и заканчивая его отданием. Упраздниться для того,
чтобы, видя неисправности, понять и принять с миром наличное состояние
своей души, принести жертву Богу «дух сокрушен» и неустанно двигаться к
лучшему и главному – к достойному отданию земной жизни и соединению со
Христом.