Праздник Похвалы Пресвятой Богородице совершается в субботу 5-й седмицы Великого Поста. Служба этого дня не похожа ни на одну другую службу года и представляет собой еще одно совершенно уникальное богослужение, которыми так богат Великий Пост. Акафист Похвала Пресвятой Богородице – это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всему миру. По-другому служба еще называется Субботой Акафиста, хотя читается он накануне вечером, в пятницу 5-й седмицы.
Всего два дня назад, в середине этой седмицы, верующие отстояли большую службу Марииного Стояния, слушали ее житие и внимали словам Великого покаянного канона Андрея Критского. И вот теперь эти люди спешат в храмы на светлое радостное праздничное богослужение. Церковная гимнография знает немало удивительных хвалебных песнопений, посвященных Спасителю, Божией Матери, святым, церковным праздникам. Но почти все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. С тех пор минуло четырнадцать столетий, акафисты обрели особую народную любовь и прочно вошли в обиход домашнего молитвенного правила многих верующих. Но Акафист Пресвятой Богородице единственный из всех вписан в богослужебный устав и включен в церковную службу.
Он прочитывается не целиком сразу, а разделен на четыре части, каждая из которых предваряется кондаком «Взбранной Воеводе победительная…». Для чтения фрагментов Акафиста священнослужители в голубом облачении выходят в центр храма и встают перед иконой Богородицы.
Немного необычно в дни Великого Поста звучит на службе многократное повторение слов Архангела Гавриила, обращенных к Пречистой Деве: «Радуйся…, радуйся…, радуйся…». Поначалу кажется, что эта служба выбивается из общего строя покаянных великопостных служб. Тем более, что приближается Страстная седмица, и все напоминает о Жертве, принесенной на Голгофе. Но возможно ли было бы принесение этой Жертвы, возможно ли было бы Воскресение, если бы более двух тысяч лет назад не нашлась на земле Дева, оказавшаяся способной вместить в Себя Бога, и если бы не принес Ей Архангел Гавриил с Небес Благую Весть о рождении Сына? Потому и возносится Ей сугубое благодарение, и снова и снова в храмах раздается Архангельское приветствие.
С Ее, как мы сейчас сказали бы, добровольного согласия, с того момента, когда в комнате одного из домов в Назарете Юная Дева, по нашим меркам еще почти ребенок, сказала Архангелу: «Да!», начинается спасение человечества. День Похвалы Пресвятой Богородицы теснейшим образом переплетается с любимым, но так быстро заканчивающимся Праздником Благовещения, одним из немногих, у которых нет попразднства по причине Великого Поста. Накануне на Литургии Преждеосвященных Даров на «Господи, воззвах…» даже поются стихиры Благовещения. Тесно связаны с этим Праздником и другие тексты дивной благодарственной Богородичной службы – тропарь, канон. Похвала Пресвятой Богородицы как будто еще раз возвращает молящихся в события тех дней, когда юная Мария получила Благую Весть, и призывает еще раз задуматься, всегда ли мы, откликаясь на призыв исполнить Божью волю, говорим: «Да»?
После чтения Акафиста и канона следует праздничное окончание утрени. Служба Похвалы Пресвятой Богородицы похожа на яркий солнечный луч, пробившийся сквозь грозовые тучи строгих великопостных служб – настолько она светлая, праздничная, торжественная и радостная.
фотографии 2018 и 2019 годов