14 августа по новому стилю начинается Успенский пост. Он посвящен Божией Матери, Ее оставлению земного мира и переселению в обители Божественного Сына. Успенский пост напоминает Великий, и по степени строгости, и по сходству празднуемых событий – в Успении Пресвятой Девы христианский мир радуется Ее воскресению в Жизнь Вечную.
Христиан ждут четырнадцать святых дней строгого воздержания, в течение которых пройдет череда дивных праздников. Они начнутся уже в первый день святого поста – 14 августа Церковь чтит память Изнесения Честных Древ Животворящего Креста.
Тема Креста Господня удивительным образом проходит лейтмотивом через весь Богородичный пост. Начиная с праздника Изнесения или Происхождения Честных Древ, она получает продолжение в любимом многими Двунадесятом Празднике Преображения, который длится почти до самого предпразднства Успения Божией Матери. Преображение Господне связано темой Креста самым непосредственным образом. Это событие, в котором Христос явно открыл ученикам тайну Своего Богочеловечества, состоялось на исходе земной жизни Спасителя за сорок дней до Его Крестной смерти. И потому этот день хоть и светит Фаворским Светом личного преображения души, но все же относит мысль христианина к Кресту. Крестная тема служит перекличкой между двумя строгими постами, Господским и Богородичным, и напоминает о том, что Крест – основание всей христианской жизни, без него не может быть ни личного преображения, ни воскресения.
Накануне Успенского поста на вечернем богослужении из алтаря по аналогии с Крестопоклонной Неделей Великого Поста выносится украшенный цветочной гирляндой крест и полагается на аналое в центре храма. Священнослужители и прихожане кладут земные поклоны и прикладываются к святыне. Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста был установлен в 9 веке, в Константинополе. В те времена конец лета в жаркой местности нередко был ознаменован свирепством эпидемий. Антибиотиков и других лекарственных препаратов тогда не было, зато была сила веры и упования на Бога Вседержителя, и с поветриями справлялись силой Креста Христова. Ежегодно в эти дни константинопольские священнослужители выносили на дороги и улицы частицу Древа Креста Господня «для освящения мест и в отвращение болезней», – сообщает греческий часослов. Обходили со святыней и с молитвой улицы города, служили литии, и моровые поветрия отступали.
Этот праздник и сегодня имеет для христиан глубокое значение. Во-первых, ободряет и обнадеживает, указывает на самую надежную защиту в любых испытаниях – на Господа и Его Пречестный Крест. Во-вторых, укрепляет христианина на предстоящие постнические труды в дни святого воздержания.
В отличие от других празднований, посвященных Кресту, 14 августа можно назвать сладким праздником – в этот день совершается освящение меда нового сбора. В народе этот праздник даже получил название Медового Спаса. Но Спас это Спаситель, Он не может быть медовым или яблочным. Он всегда Всемилостивый. И христиане благодарят Всемилостивого Бога за новый урожай, а предстоящие две недели поста становятся в прямом смысле сладкими.
Успенский пост, как и остальные три многодневных поста, призывает христианина к более внимательной жизни, к более собранному и трезвому взгляду на самого себя. Что может успеть сделать человек в эти две святые недели? Возможно, немало, если подойти к вопросу серьезно. Недаром, со словом Успение легко ассоциируется глагол успеть. Успеть прожить свою жизнь так, чтобы личное успение стало праздником, как для Божией Матери. Честно перед самим собой определить, чего не хватает для осуществления данной задачи номер один. Положить начало трудам по освобождению от всего, что служит помехой в отношениях с Богом и Его Пречистой Матерью. А помех бесчисленное множество. Игнорирование Его Святой воли, неимение любви, непреходящая мысленная толкотня, сбивчивые чувства, внутренние обиды, укоренившиеся страсти и зависимости, всего не перечислишь.
На пути трудов по обретению благодатной свободы духа в Боге Пресвятая Дева становится первой помощницей. Кто, как не Она, сподобившаяся стать Матерью Сына Божия, может лучше знать, как победить живущий в каждом человеке грех? Дева Мария была простым обычным человеком и так же, как и все, носила в себе последствия первородного греха. Ее отличали только великая любовь к Богу и великое доверие Ему, через это Она смогла стать выше всех ангельских чинов. Отцы Церкви однозначно относят это к свободному произволению Приснодевы, а не к природным свойствам.
В Празднике Успения нет грустных щемящих нот. Есть радость, смешанная с благоговейным ликованием, трепетом и ожиданием чего-то таинственного. Подготовительный строгий пост, плащаница на аналое, чин Погребения. Успение нередко называют Богородичной Пасхой. Матерь Божия переходит от земли в Вечность, но, как и Ее Божественный Сын, остается с каждым, кто нуждается в Ее помощи. Об этом свидетельствует Священное Предание.