Что давало святым силы претерпевать то, что по человеческим меркам терпеть невозможно? Мученикам – терпеть пытки, идти в пасти к львам, преподобным – жить в знойных пустынях, пещерах или непроходимых лесных дебрях со зверями, матерям – видеть мучения своих детей? Список можно продолжать. Ответ в духе: «Они же были святые!» всерьез рассматриваться не может, поскольку ни один человек не проживает своей жизни без внутренней брани с плотью, миром и дьяволом. И те, кого мы почитаем в лике святых, тоже имели немощи и грехи, но покаялись, очистились от них и освятились Божией благодатью.
Так откуда все эти люди черпали силы претерпевать нечеловеческую боль и страдания? Что укрепляло их на этом пути не свернуть с него, дойти до конца? Мысль о том, что там будет хорошо? Безусловно. Но не только.
Люди, которых мы сейчас называем святыми, были в целом обычными земными людьми. Их отличала только вера – твердая, живая, которая для них была не только атрибутом воскресного дня. Этой верой они жили. Старались согласовывать с ней все свои мысли, желания и поступки. Жили надеждой на встречу с Богом. Встречу, которая там, за гробом, продолжится. А начнется, и начинается, еще здесь на земле. По-другому невозможно, это просто не работает.
Любовь к Богу выражается в соблюдении заповедей, это слова Самого Господа, об этом Он говорит в Евангелии от Иоанна. Соблюдение заповедей, если это делается ради Христа, а не по иной причине, рождает реальный живой опыт жизни во Христе. Этот опыт ценен тем, что привлекает к душе благодать Святого Духа. Для того, кто хоть немного вкусил ее действия, утехи внешнего мира становятся тусклыми, как электрическая лампочка в сравнении с солнечным светом. Тот, в кого проникла хоть капля Благодати, уже ни за что не захочет возвращаться к тому, что предлагает ему земной мир, говорят современные ныне здравствующие подвижники.
Благодать Божия открывает человеку красоту другой, чистой жизни во Христе и ту величайшую радость и честь, к которым призван каждый православный христианин – войти в общение с Богом и стать сыном Божьим по благодати.
Святой Блаженный Августин в книге «Исповедь» писал о своей любви к Богу: «Поздно полюбил я Тебя. Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоухание Своё, я вдохнул и задыхаюсь без Тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоём».
Так происходит, когда души касается Бог, и она откликается на Его призыв. Тогда душа начинает жить в Царстве Небесном уже в этой земной жизни. Царствие Божие внутрь вас есть, отвечает Христос фарисеям, вопрошавшим Его о том, когда придет Царство Божие. Господь перемещает акцент их и наших мыслей с «когда» на «где»…
Древние иудеи ждали каких-то особых социальных потрясений, которые дали бы им понять, что Царство Божие вступило в свои права. Православным сегодня нередко предлагается ждать перехода в иной мир, чтобы встретиться с Богом. Но так можно прождать всю жизнь, так и не поняв главного – эта встреча должна начаться еще на здесь на земле. Преподобный Симеон Новый Богослов очень четко формулирует мысль о том, что если человек «не зрит Бога откровенным лицом ума своего, он еще в чине оглашенных», т.е. является верным только потенциально. И эти слова он обращал не к канонизированным святым, а к обычной православной пастве. Да, жестко и категорично, но задуматься есть над чем.
Можно всю жизнь ходить за Христом, но толком так и не быть с Ним ни одной минуты. Можно ходить за Ним, но не ради Него, а ради каких-то своих интересов и выгоды. Хождение в храм, участие в таинствах, молитвословия и вся аскеза необходимы, но только как средства для того, чтобы полноценно входить в духовный опыт святых, усваивать его себе, погружаться в него. Не зря же слово «крещение» дословно переводится как «погружение». Новоокрещенный погружается не только в купель, с принятием таинства он должен погружаться в Самого Христа, в иную жизнь – в жизнь святых, вчувствоваться в их опыт, проникнуться к христианскому подвижничеству не симпатией только, но эмпатией.
Святость, это не для избранных, это для всех. «Воля Божия – святость ваша», пишет апостол Павел. Призываются к ней все, решаются на нее избранные. Это не значит, что у избранных во внешней жизни теперь всегда все будет спокойно и комфортно. Это значит, что решаясь служить Богу, они получают от Христа благодатную Силу побеждать свои несовершенства. Ту Силу, которая укрепляла и помогала в свое время мученикам терпеть пытки, преподобным – суровую жизнь, на зло отвечать добром, любить и благословлять врагов. Эта благодатная Сила Христова и сегодня помогает верным на пути к Горнему Отечеству преображаться в нового человека. Путь этот долог, нелегок, самоотвержен, но это единственный путь настоящей, «живой» жизни, единственный смысл и цель жизни.



