Помилуй. Это слово едва ли не чаще всего мы слышим в церкви и так же
часто употребляем в его в обиходе домашнего молитвенного правила.
Сочетание слов «Господи, помилуй!» так привычно, что их смысл часто
готов ускользнуть от нас. В воскресные дни и в будни, в посты и в праздники
«Господи, помилуй!» звучит в церкви всегда. Без этого не обходится ни одно
богослужение, ни одна молитва. Новички в храме иногда даже смущаются:
есть столько всего, о чем нужно помолиться, а у них, знай, твердят только
«помилуй».
В самом деле, почему когда священнослужитель призывает к молитве о
многих и разнообразных вещах, предстоящие верные вместе с поющими на
все возгласы отвечают одним этим словом? Что оно вообще означает?
В восприятии современного человека «помилуй» имеет чаще всего
юридический контекст – помиловать, значит, смягчить наказание, а то и
вовсе отменить его. Обращаясь к Богу с просьбой о помиловании, человек
нередко просит Создателя только лишь не гневаться на него и не наказывать.
Нередко на этом отношения человека с Богом и заканчиваются – получил
прощение грехов, пошел делать то же, что и делал… Может ли молитва к
Всемогущему Богу исчерпываться таким весьма примитивным значением?
В контексте христианской молитвы слово «помилуй», безусловно, гораздо
более многогранно. Им выражаются все мольбы и прошения человеческой
души. Емкость этого понятия, как и глубина богословского содержания,
необъятна. Оно вмещает, главным образом, две основные просьбы – о
прощении и спасении, каждая из которых затем расширяется в целую
палитру прошений и понятий.
Если разобраться, откуда оно вообще пошло, то увидим, что в русском, как и
церковнославянском, языках слово «помилуй» имеет корень «мил». Тот же,
что и в словах мило, милый. Митрополит Антоний Сурожский писал, что
прося милости у Бога, мы как бы говорим Ему: «Господи! Я не могу ничего
«заслужить», но по Твоей любви – прости меня! Дай мне время покаяния!
Дай мне сил на покаяние! Дай мне обстоятельства, при которых я мог бы
вырасти в полную меру возраста Христова. Дай мне крепость исполнить
Твои заповеди, дай мне чуткость познать Твою волю!»
Акцент на просьбе о помощи делается и в греческом варианте этого слова.
«Элейсон» имеет один корень со словами «олива», «елей». Человек, который
молится по-гречески, просит врачующей и питающей силы Божией
благодати смягчить греховные раны и исцелить их, ведь елей – самое древнее
обеззараживающее лекарство.
Одним понятием обозначены слова «милость» и «благодать» в английском
языке – «Grace». Молясь этим словом, человек просит ниспослать ему
милующую благодатную помощь Святого Духа, которая соединяет с Богом, и
дает силы оставить грех, не повторять его.
Именно в этом значении употреблялось это слово в древнееврейском языке.
Точнее, один из вариантов этого слова. В известном всем 50 покаянном
псалме псалмопевец Давид первыми словами, которые мы механически
воспринимаем как просьбу о смягчении наказания, испрашивает у Бога,
прежде всего, именно этой благодатной помощи. Значимость первого стиха
50 псалма довольно глубока. Давид не просто раскаивается перед Господом и
просит прощения. Он исповедует свое бессилие перед грехом и испрашивает
благодатной Божественной силы, которая соединила бы его с Богом и
помогла бы впредь удержаться от совершения подобного деяния. Потому
Церковь и предлагает этот псалом как образец покаянного настроя. Одним-
единственным словом «помилуй» выражены все оттенки чувств и
переживаний обращенной к Богу души.
О том, что «помилуй» тождественно благодати Божией, писал святой 18 века,
ученый монах и подвижник, чьему перу принадлежит перевод
«Добротолюбия» на славянский язык, преподобный Паисий (Величковский):
«Милость Божия есть не что именно, как Благодать Всесвятаго Духа, которой
должны мы, грешники, искать от Бога, взывая непрестанно: "Господи,
помилуй!" Т.е. "умилосердись, Господи мой, надо мною, грешным в моем
бедном устроении и прими меня снова в благодать Твою!»
Святой как бы раскрывает перед читателем зашифрованные подтексты слова.
«Помилуй» – это:
«Дай мне дух силы, чтобы он укрепил меня противостоять искушениям
диавола и злой привычке ко греху!
Дай мне дух целомудрия, чтобы я уцеломудрился, пришел в чувство самого
себя и исправился!
Дай мне дух страха, чтобы я боялся Тебя и хранил Твои заповеди!
Дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и не отлучался более от Тебя!
Дай мне дух мира, чтобы он сохранял душу мою мирной, дабы я собирал все
свои помыслы и был тих и несмущен!
Дай мне дух чистоты, чтобы он сохранил меня от всякого осквернения!
Дай мне дух кротости, чтобы я был кроток с братиями моими, христианами,
и удерживался от гнева!
Дай мне дух смиренномудрия, чтобы я не думал о себе высоко и не
гордился!»
«Кто знает нужду, какую он имеет во всем этом, кто ищет сего от
Многомилостивого Бога, взывая: "Господи, помилуй", тот, несомненно,
получит просимое и достигнет милости от Господа и Божественной Его
благодати», – утверждал преподобный Паисий (Величковский).
Помилуй – это «сознание человеком гибели его и вместе с тем ощущение
всепрощающей Божественной милости, без чего нет надежды спастись
погибающему», – писал уже в 19 веке в своих «Творениях» святитель
Игнатий Кавказский об одном из самых кратких и емких молитвенных
воззваний.
«Умилосердись, Господь, над бедственным состоянием моим… Водвори во
мне Благодать Твою Духом Владычным; Духом силы Твоей укрепи меня…
Пошли мне дух целомудрия… Даруй мне дух страха Твоего… Насади в
сердце мое любовь к Тебе… Даруй мне мир Твой… Даруй дух кротости…
Даруй мне дух смиренномудрия… Милостив буди мне, грешнику», – все эти
прошения, по мысли святителя Игнатия, входят в одно привычное и, как
казалось, простое «помилуй».
Конечно, пока человек считает себя в рамках законнических отношений с
Богом, «помилуй» в значении «пощади» будет для него самым понятным
вариантом, потому что так будет чувствовать это слово его сердце. Но
законнические отношения рано или поздно должны перерасти в другие,
более высокие и личные отношения, когда человек приходит к осознанию:
Бог не только и не столько Неумолимый Судия, Он – Создатель, Спаситель,
Искупитель, Помощник, без Которого сам человек ничего доброго сделать не
может. Тогда сердце начинает рождать прошения иные, наполненные
мольбой о ниспослании благодатной помощи.
Приведенные прошения святых людей – далеко не полный перечень того, что
можно выразить одним словом «помилуй». За бортом остались не менее
важные обращения к Творцу с благодарением, с полным преданием себя в
руки Божьи. Наконец, с просьбой о спасении и введении в Царство Божией
Милости. И если совсем по большому счету, в это слово вмещаются все
прошения всех богослужебных текстов. Потому и есть практика,
позволяющая заменять суточный богослужебный круг Иисусовой молитвой.
Это один из случаев, когда краткость формы не обедняет, но обогащает,
потому что перечень всех молитвенных просьб, вмещающихся в это слово,
каждый может дополнить сам, исходя из того состояния, в котором в данный
момент находится его душа, и из тех чувств, которые требуется излить перед
Богом прямо сейчас. Не все умеют составлять молитвенные тексты, не
каждый обладает даром гимнотворца. Но облечь свою нужду или боль в
привычное слово, вложив в него сердечное чувство и «прожив» его, может
каждый. Главное, чтобы было четкое осознание того, чего мы просим у Бога
этим словом, и чтобы эти гласные или безгласные мольбы вмещались в два
основных прошения о покаянии и спасении, потому что именно в этом
заключается милость Божия.