«Покаяния отверзи ми двери»: что мы просим у Бога в этих тропарях?

Великий Пост – особое время в жизни каждого христианина. Время более глубокого общения с Богом и более внимательного отношения к самому себе. Подготовка к этому периоду начинается заранее – Великому посту предшествуют три подготовительные недели, в ходе которых постепенно меняется структура и настроение богослужений, вводятся удивительной красоты тихие и умилительные песнопения.

Первая подготовительная неделя носит название Недели о мытаре и фарисее. В этом году она начинается 9 февраля. Накануне вечером, на воскресном Всенощном бдении впервые поются особые покаянные тропари, объединенные общим названием по первой строчке первого тропаря «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Из всех песнопений Постной Триоди, оно наиболее известно верующим, поскольку поется на воскресных богослужениях в течение почти двух месяцев: начиная с Недели о мытаре и фарисее, и заканчивая пятым воскресеньем Великого поста, посвященным преподобной Марии Египетской. Песнопение является самым первым предвестником Святой Четыредесятницы и занимает одно из центральных мест на Всенощном бдении – покаянные тропари поются после чтения Евангелия и торжественного исполнения гимна «Воскресение Христово видевше…».

Этот момент всегда очень волнителен, особенно, когда песнопение поется впервые в богослужебном году. В храмах гасится свет. Все, и прихожане и духовенство, опускаются на колени. Начинается тихое, иногда немного драматичное, но всегда щемяще грустное и в то же время удивительно светлое пение…

Церковнославянский текст этих тропарей звучит следующим образом:

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне Суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости»

До начала поста еще три недели, а покаянные тропари уже дают душе определенный настрой, настраивают ее на покаянный лад. В них отражена основная тема Великопостного периода – покаяние. Потом, в дальнейшем, когда пост вступит в свои права, почти все богослужебные тексты будут раскрывать смысл этого великого таинства – покаянного возрастания и преображения человеческой души. А пока верующие просят Своего Создателя для начала открыть им дверь, ведущую к этому пути. В этой просьбе выражен основное душевное расположение, с которым следует входить в покаянное поприще – глубокое осознание недостаточности для этого своих сил и искание помощи Свыше.

Церковнославянское слово «покаяние» иногда воспринимается в значении признания грехов и раскаяния в них. Однако в греческом, на котором изначально был написан текст тропарей, это слово обладает несравненно более глубоким значением и выражает самую его суть. Метанойя – изменение ума. Наверное, многим знакомо это слово. В начале покаянных тропарей звучит просьба открыть дверь к пересмотру всех своих ценностей, всех мыслей, чувств, желаний, слов и поступков для того, чтобы привести их в полное согласие с волей Божьей.

Изменить «настройки» своего ума и весь вектор своей жизни, «…утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Поэзия церковнославянского языка богата образными словами и выражениями, которые в русском переводе часто звучат неуклюже. Многие слова и вовсе не имеют эквивалента. «Утренюет» как раз из этой категории. Конечно, можно перевести как «стремиться с самого раннего рассвета», но, во-первых, получается слишком громоздко, а во-вторых, что-то очень важное, может быть, само настроение слова в этом переводе будет утеряно. Если вспомнить, что раннее утро – это чаще всего время особой тишины и благоговения, то становится понятнее, почему дух ко храму именно «утренюет».

Второй тропарь – о чувствах сердца. Он обращен к Богородице. Ищущий Бога грешник просит Пресвятую Деву наставить его на путь спасения, потому что «замарал душу постыдными грехами и растратил в лености всю свою жизнь», – именно так звучат эти слова в переводе на русский язык. «Иждих» значит – растратил напрасно, без цели… Профукал годы жизни, этот Дар Божий, в суете, если совсем по-простому.

Этот тропарь отсылает молящихся ко второй подготовительной к посту неделе – к Неделе о блудном сыне. Это он, блудный сын, «иждил», растратил бесцельно отцовское имение, остался ни с чем, и теперь, «пришед в себя», возвращается в отчий дом, чтобы оставшееся время жизни поработать отцу хотя бы в качестве наемника. Именно с таким намерением он шел в отцовский дом. Конечно, и с надеждой на милосердие родителя, но намерение было именно – работать у отца вместе с наемниками.

Блудный сын всем сердцем восчувствовал гнусность своей прежней жизни. К подобному переживанию призываются и молящиеся в храме. Более того, это необходимое условие покаяния. «Мы тогда только взыщем Спасителя, когда увидим свою погибель», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но это невозможно одними своими силами, а только при свете Божией благодати. «Видеть свои грехи в их множестве и во всей гнусности – действительно есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы», – указывает праведный Иоанн Кронштадтский.

О третьем тропаре можно сказать совсем кратко апостольскими словами: страшно впасть в руки Бога Живого. Душа осознала умом и прочувствовала сердцем всю бездну своего падения. Что же ей теперь остается? «Трепещу страшнаго дне Суднаго…», – поется в последнем тропаре. Отчаяние? Нет. Отчаянию в христианском учении нет места. Есть надежда на Милосердие Божие. Глубокое осознание бесчисленного множества грехов, по слову преподобного Исаака Сирина, «вводит нас на корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни и путеводит к Божественной пристани, которая есть любовь».

Окончание песнопения не просто светлое, оно умиротворенное: «…но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!» Душа примиряется с Богом и с собой, успокаивается в Боге, находит в Нем радость и силы двигаться покаянным путем, работать над собой. Она просит помиловать ее, т.е. облагодатствовать, помочь, дать благодатные силы в каждом конкретном случае жизни искать «Горнего, где Христос сидит одесную Бога Отца», и соединиться с Богом.

Комментирование запрещено