Почему на земле Церковь называется воинствующей

Интересная фреска расположилась на своде над хорами Свято-Ильинского храма, у западной его стены. «Церковь воинствующая». На иконописном изображении перед взглядом прихожанина предстает сонм святых, восседающих на конях и облаченных в воинские доспехи. В руках мечи, щиты, у кого-то развеваются знамена. Они явно спешат на ратный подвиг. С кем идет на брань Церковь Христова?

По мысли автора росписи, протоиерея Сергия Овчинникова, в течение 15 лет бывшего настоятелем Свято-Ильинского храма, на настенной иконе изображены все святые, от века просиявшие в христианском мире. Среди них, безусловно, есть немало тех, кто при жизни нес воинскую службу, хоть и не за это они были прославлены Церковью. Большая же часть святых непосредственно ратным делом не занималась. Почему же все они предстают перед нами в образе воинов?

Ответ находится в учении Богочеловека Христа, в Священном Писании Нового Завета, в апостольских посланиях и во всей двухтысячелетней истории Христианства. Церковь Христова воюет с первопричиной смерти человечества, сперва духовной, затем, как следствие, физической. Христианин воюет с грехом. Воюет бескомпромиссно. Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, жестко учит Господь отсекать не только грех, но даже возникшее мысленное расположение к нему. «Ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было было ввержено в геену», – поясняет Христос причину такой бескомпромиссности. И это лишь один из многочисленных примеров Евангельского учения о духовной брани.

Конечно, речь шла не о членовредительстве. Господь указывает сам принцип борьбы, принцип того, что потом назовут духовным деланием, духовной бранью, борьбой со страстями. Это все об одном и том же. «Наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных», пишет апостол Павел в послании к ефесянам. Одна из сложностей этой брани в том, что грех не просто прямолинейно убивает. Будь так, он вряд ли стал бы столь привлекательным. Он действует по-другому. Влечет, манит, томит душу жаждой наслаждения, от которого формируется зависимость. Совсем как от наркотика. И именно по этой причине освободиться от него непросто, а одними человеческими силами и вовсе невозможно. «Всякий делающий грех, есть раб греха», – говорит Сам Господь в Евангелии от Иоанна.

Брань с грехом вели все святые. Каждый на своем месте, в своем чине, независимо от образа жизни и социального статуса, все они вели жестокую брань с греховными занозами, въевшимися в наше естество, с привычками и желаниями, иллюзорной сладостью прочно привязывающими душу к земле, удерживая поле ее интересов искллючительно в горизонтальной плоскости. Это была самая настоящая война, до последнего издыхания. Война не только за слова и действия, но даже за мысли, и за них – прежде всего, ведь именно они являются источником всех последующих слов и поступков. «Извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, … убийства, кражи… лжесвидетельства…»

На этой войне нет привалов, возможности комиссования по болезни, перемирия или капитуляции. Здоров или болен, бодр иди лежишь на одре – духовная брань не прекращается. Именно эта брань по противоборству греху изображена в сюжете фрески «Церкви воинствующей». Святые полны горения, решимости, они вышли на подвиг, посрамляют врага силой Христовой и увенчиваются как победители  – сонмы ангелов держат над головами подвижников небесные венцы.

Во главе воинствующей земной Церкви изображен Архангел Михаил. Как и земные воины Христовы он в движении – летит на крылатом коне, обозревает подвиги верных христиан, и наверняка спешит на помощь. Архангела Михаила Православная Церковь называет архистратигом, предводителем Воинства Небесного. Известно, что он противостал восставшим на Бога падшим ангелам с их вождем Денницей и одержал в этой битве победу. Теперь архистратиг Михаил молитвенно помогает всем, кто ведет брань с падшими духами в своем сердце.

Одно из центральных мест в данной иконописной композиции принадлежит Матери Божией. Пресвятая Дева восседает на троне, держа на руках Своего Божественного Сына – Победителя ада и смерти. Она – первая Помощница и Заступница воинствующей Церкви в ее духовных битвах.

В сюжет стенной живописи органично вписан Горний мир – Небесный чертог, жилище Бога Вседержителя. Ведет к чертогу светлая лестница, берущая начало от подвигов святых. Горний мир окружен замкнутым кругом – символом Вечности. Это обетованное Господом наследие побеждающим. «Побеждающий наследует все», – сказано в Откровении апостола Иоанна Богослова.

Греческое слово, используемое в Новом Завете для обозначения слова «церковь» звучит как «экклессия», что означает «община», «собрание» или «группа». Собрание верующих: живших, ныне живущих и будущих жить. И неслучайно над головами святых, изображенных в сюжете фрески «Церкви воинствующей» не надписаны имена. Их ряды призван пополнить каждый христианин. И они и сегодня пополняются каждым, кто с верой и Именем Христовым выходит на брань с духами злобы поднебесных: будь то в тихих монастырях, в шумных мегаполисах или в кубанских казачьих станицах.

Комментирование запрещено