Дом Мой есть дом молитвы (Лк. 19, 46) Православный Храм – это место особого, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом — Божий. Поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий. Молиться Богу можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в церкви скорее доходит до Бога «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Мф 18: 20)
- По дороге в Храм повторяйте молитву смиренного мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк 18: 13), молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», или пятидесятый псалом: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей».
- Входите в Храм, ища мира, успокоения и очищения души своей, ибо Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11, 28).
- Входя в Храм, сотворите три поясных поклона с крестным знамением, произнося: «Боже, милостив буди мне грешному», – поклон. «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», – поклон. «Создавый мя Господи, прости мя!» – поклон. Затем, поклонившись на право и налево, пройдите в храм, встаньте на одном месте и слушайте псалмы и молитвы, внимайте церковному пению.
- Творите крестное знамение с благоговением и не спеша: «Крест не просто пальцами должно изображать, но должны ему предшествовать сердечное расположение и полная вера» (св. Иоанн Златоуст).
ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЫКЛЮЧИТЬ СВОЙ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН!
- В Храме, по обычаю, мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины – в левой.
- В Храм принято приходить в опрятной и скромной одежде, она не должна служить поводом для соблазна. Женщинам следует быть одетыми соответственно своему полу, с покрытой головой и не накрашенными губами. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор. Не допустимо заходить в Храм в шортах.
- Христианин всегда должен носить на себе нательный крест.
- В храм приходите до начала Богослужения, подайте поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставьте свечи, при- ложитесь к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить пред нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования – третий поклон.
- Благоговейно относитесь к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Нельзя зажигать свечу от лампадки. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
- Когда проходите мимо Царских врат, приостановитесь и положите поясной поклон с крестным знамением.
- Если вы опоздали, старайтесь не помешать молитве других. Нежелательно во время службы ходить по храму, ставить свечи, ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и прилагать особое усердие к молитве. В это время недопустимо беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу.
- В храме не любопытствуйте и не рассматривайте молящихся, а сосредоточенно вникайте в Богослужение, участвуя в общей молитве. Если вам непонятны слова молитв и песнопений, творите про себя молитву Иисусову.
- Приучайте детей ходить в храм: «..пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф 19: 14). Приходя с детьми в храм, следите за тем, чтобы они вели себя тихо и скромно. Время их молитвы нужно соизмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к святыне. Следите, чтобы ребенок не терял крошки от просфор. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из Храма.
- В православном Храме во время Богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паримий (чтений из Ветхого и Нового Завета). Исключение делается для болящих и особо утомленных.
- Новоначального, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочестие, мешая общей молитве. Соблюдайте в сердце своем мир, храните молитву, помните свои грехи.
- По возможности не покидайте Храм до окончания Богослужения.
- Ко Святому Причащению подходите после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним Богослужением, ничего не есть и не пить начиная с двенадцати часов ночи.
- Подходите ко Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститесь Святых Тайн. Не крестясь (чтобы случайно не толкнуть), поцелуйте чашу, и молча отойдите к столику с запивкой. После Божественной Литургии причастники выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочитывают их дома по молитвослову.
- Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, иконой или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу. Если же архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием), также когда священнослужитель благословляет рукой или совершает каждение Храма, то креститься не следует, а только преклонить голову. В первом случае мы поклоняемся перед Святыней (крестом, Евангелием, иконой, чашей со Святыми Тайнами), а во втором благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающего нас силою благодати Божией.
- Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его благословляющую руку. При общем благословлении священника складывать руки под благословление и затем целовать их не следует, прихожане только преклоняют голову.
- По окончании Божественной Литургии подойдите и приложитесь ко кресту, который священник дает верующим около алтаря.
- Выходя из храма, сотворите три поясных поклона с крестным знамением.
«Верный признак омертвения души – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).