Памяти Виктора Лихоносова

11 августа Кубань простилась с известным русским писателем Виктором Лихоносовым. Церемония прощания прошла в Краснодаре, а в это же время его хоронили в Тамани. Отпевали Виктора Ивановича в Покровском храме станицы Тамань — старейшем храме Кубани. На его стенах размещены мраморные доски с именами и фамилиями казаков, отдавших жизнь за Веру, Царя и Отечество, а так же тех, кто заботился о благоукрашении этого храма. Скользя по списку глаза невольно останавливаются на фамилии Толстопят…

Тот, кто никогда не читал произведений Виктора Лихоносова, вряд ли сможет во всей полноте постичь невосполнимость утраты. Впрочем мы, как верующие люди, можем говорить об утрате только по отношению к литературно-творческому наследию. Сам писатель, верим, переселился в Небесные обители.

Виктор Лихоносов – русский писатель, публицист, педагог. Родился в 1936-м году на станции Топки нынешней Кемеровской области, куда его родители бежали от голода из Воронежской Бутурлиновки. Но уже с 50-х годов молодой писатель стал жителем Кубани. Здесь он окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института и навсегда остался в Краснодаре. Виктора Лихоносова без преувеличения можно назвать летописцем и поэтом кубанского казачества. Его имя навсегда останется в отечественной литературе.

Ещё два десятилетия назад его повести и романы были включены в школьную программу. Его проза певуча как поэзия. На страницах лихоносовских повестей перед читателем оживает целый мир. Мир, населённый казаками и барышнями, стариками и юношами, крестьянскими девушками и столичными интеллигентами. Это был мир России, России разноплановой, но не современной, унифицированной, а той, которая несмотря на все несовершенства имела и хранила свою самобытность. Каждое слово, каждая строчка его произведений дышала любовью к своему Отечеству. Он любил родину, как любят мать, неважно какую: хорошую ли или плохую, здоровую или больную, — просто о больной больше печалятся. И эта любовь и печаль выражалась в стиле его речи, всегда естественно-благородной, в его почти постоянном размышлении о России, её будущем и будущем русского слова. Он был певцом любви и к прекрасному прошлому и к стремительно бегущему, словно пытающемуся убежать от себя самого, настоящему, в котором, впрочем, необходимо пройти так, чтобы «…по мере сил способствовать осуществлению простейших бесспорных положений добра».

Первым его опубликованным творением стал рассказ «Брянские», появившийся в 1963-м году в журнале А. Твардовского «Новый мир». Рассказ сразу сделал известным молодого писателя. Далее последовал целый каскад повестей и рассказов. Их печатали  одновременно в Москве, Новосибирске и Краснодаре. И вот уже с 1966-го года Виктор Лихоносов становится членом Союза писателей страны. Его книги переводились на другие языки, читались на иных континентах. Его писательский секрет, объяснявший популярность его публицистики, был предельно прост: Лихоносов был всегда честен и честен по-евангельски, со всеми: с читателем, с властями, с самим собой. Восемнадцать лет писатель возглавлял литературный журнал Краснодарского края «Родная Кубань». Здесь как главный редактор он опубликовал многие вещи, которые ранее были запрещёнными.

Безусловно, центральным произведением Лихоносова стал его роман-эпопея «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». Над ним писатель работал восемь лет. Владимир Крупин назвал «Наш маленький Париж» памятником Екатеринодару. Памятником в слове – более надёжным, чем, если был бы из любого камня. Роман построен на большом историческом материале и охватывает события на Кубани, в Петрограде, в Париже, на фронтах нескольких войн с 1908 по 1982 годы. Беседы с казаками-колхозниками, с местными краеведами, изучение документации в архивах, переписка с русской эмиграцией, — всё это легло в основу романа, в котором писатель пытался осмыслить трагедию пострадавшей от большевистского террора кубанской земли и её народа.

Виктор Иванович всегда много работал. Сначала на создание, а затем на укрепление и защиту своего художественного мира. Для этого встречался с пишущей молодёжью факультета журналистики Кубанского госуниверситета, участвовал в научных конференциях в стенах этого вуза. Перечислим только некоторые из его премий и наград: Государственная премия РСФСР им. Горького 1988 г. за роман «На маленький Париж», Международная литературная премия им. М. А. Шолохова, Орден «Знак Почёта» (1984 г.); премия «Ясная Поляна» (2003 г.), медаль «Герой труда Кубани». И это не всё. Но это и не главное. В годы размывания понятий о нравственных ценностях, он нёс читателю православную веру и образец русского бытия и миропонимания. Это был человек русского духа. К нему вполне применимо определение, данное одним из его коллег по слову «писатель-совесть». Его проза досталась нам в великое наследие и как сад на многие годы будет питать вкусным, честным русским словом.

Текст: Анжела Оганова

Фотографии: Ирина Кузнецова

Комментирование запрещено