Крымский полуостров один из самых живописных уголков России. Он всегда привлекал внимание туристов и паломников. Его можно назвать полуостровом-загадкой. Проезжая по серпантинной трассе, можно увидеть равнинные степи, хвойные и лиственные горы, величественные каменные скалы, видевшие за свой многотысячелетний возраст разные исторические эпохи. В Крыму каждый найдет то, что по вкусу только ему: будь то плещущее лазурными волнами с белой пеной Черное море, целебный воздух мягких субтропиков Ялты, строгой красоты природные панорамы, впечатляющие своей архитектурой дворцы, исторические музеи города-героя Севастополя или святыни православных храмов и монастырей.
Крымская земля хранительница самой древней истории во всей стране. Некоторые города полуострова насчитывают несколько тысячелетий. На этих территориях когда-то была развита античная цивилизация, эти земли принадлежали Римской империи. В пещерах Крымских гор несли свои высокие подвиги уединения отшельники первых веков христианства, трудом и молитвой очищая сердце и соединяясь духом с Богом. В древности полуостров также служил местом ссылки всех непокорных и неудобных, в числе которых были первые христиане.
Ближе к концу 1-го века за проповедь христианства в Крым был сослан апостол от семидестяти, ученик Первоверховного апостола Петра, епископ Римской Церкви Климент. В то время это была северо-восточная часть Римской империи. В Инкерманских каменоломнях, куда отправили святителя, он встретил две тысячи христиан, подобно ему сосланных на каторжные работы. Утешением для них были только проповеди Климента, в которых он духовно ободрял тех, кто изнемогал в непосильных трудах. Зазвучавшее на Крымской земле благовестие о Христе многократно увеличило число местных христиан, за что позже святой принял мученическую кончину. Жизнеописание утверждает, что он устроил в местах Инкерманской каменоломни 75 церквей. Это были преимущественно пещерные комплексы, которые использовались для богослужений.
Сегодня на месте, где святой епископ трудился на каторге, действует Свято-Климентовский мужской пещерный монастырь. Обитель расположилась в окрестностях Севастополя, в городе Инкермане, на берегу реки Черной. Монастырь уникален по своей архитектуре. Его наземные постройки приютились у подножия Монастырской горы, а пещерные помещения вырублены в самой скале, вдоль которой проходит железная дорога. Проезжающие мимо этого живописного участка пути с удивлением наблюдают из окон вагонов интересные окошки с балкончиками, свисающими с горы прямо над путями. Это окна пещерных храмов, которые одновременно служат монастырскими звонницами. Наверху на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.
История возникновения монастыря уходит к 8-му веку. По преданию обитель была основана во время массового переселения христиан, бежавших из Византии от иконоборцев. Вероятно, в этих местах они находили убежище от преследований: сооружали небольшие пещерные храмы, в которых приносили исполненные горячих молитв службы Богу. Вообще, крымские скалы буквально испещрены вырубленными пещерами. Издалека они кажутся похожими на пчелиные соты. Несмотря на то, что их возраст насчитывает сотни, а иные и около двух тысяч лет, они до сих пор хранят в себе строгий дух древнего подвижничества. Дух подлинной свободы, которая может быть только во Христе, дух свободы от греха, от страстей и страстишек, от мелких ничтожных сиюминутных желаний, дух умения владеть собой, дух поистине царского достоинства, причастником которого подвижник становится по Божественной благодати …
8 декабря Свято-Климентовский монастырь отмечает самый главный престольный праздник – день памяти покровителя обители священномученика Климента. В этот день в 101-м году святой мученически окончил дни земного странствия.
Чтобы войти в монастырь святого Климента, нужно пройти через туннель под железной дорогой. Эта каменная арка, словно ворота в другой мир – ступаешь под ее своды в шуме промзоны Инкермана и всего через несколько шагов оказываешься на территории монастырской тишины и умиротворения. Недалеко от входа «Монастырская блинная», у которой всегда сидят котята-попрошайки. «Местный рэкет», – шутят монахи.
В монастыре пять действующих храмов: три пещерных и два наземных. Пещерные расположены в скале и соединены между собой лестницей, ведущей в общий коридор. Они довольно небольшие, их престолы освящены в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника и святого апостола Андрея Первозванного. Несмотря на то, что это пещерные помещения, здесь довольно светло, благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. В этих храмах всегда царит особая тишина, нарушаемая только паломниками. Здесь хочется остановиться и помолиться. Мысли как бы сами умолкают, и, кажется, стираются временные границы, словно и не было двух тысячелетий, которые отделяют нас от тех дней, когда в этих местах обитал священномученик Климент …. Много веков назад здесь ступали его ноги, возносились истовые молитвы из самой глубины сердца, звучали слова утешения, раздавалась христианская проповедь. Может, потому и царит в этом тихом уголке особая благодать?… Возможно, здесь он и сам иногда изнемогал от тяжкого каторжного труда…. Разговоры паломников прерывают размышления – в небольшой храмик входит очередная группа. Уступаешь место, отходишь в сторонку и идешь дальше…
Поднимаясь по лестнице, видишь слева костницу – небольшой склеп с несколькими рядами черепов. На стекле надпись: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Отрезвляет. И вполне соотносится с учением святых отцов: «Помни о смерти и во веки не согрешишь».
Наземные храмы посвящены Святой Троице и великомученику и целителю Пантелеимону. В Свято-Троицком храме находится главная святыня монастыря – мощи Священномученика Климента.
Храм великомученика Пантелеимона наземный только частично – его алтарная часть вырублена в скале. Это самое современное здание в обители.
Монастырские службы совершаются большей частью именно в этих двух храмах. Они гораздо более просторные и вместительные. Службы в обители умилительны. Красивы своим строем, размеренным, но не медленным, пением. Монастырское пение вообще тема отдельного разговора. Оно проникает в самое сердце. Наверное, потому что от сердца и исходит.
На территории Свято-Климентского монастыря расположен братский корпус, хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище и святой источник, который в настоящее время не действует. Его история напрямую связана с именем священномученика Климента.
Согласно преданию, именно святой Климент обнаружил этот источник. Прибыв на каторгу, он увидел, что главной проблемой для тех, кто здесь трудился, была вода, точнее – ее отсутствие. Видя мучения ссыльных каторжан, святитель стал молиться. Вскоре поблизости от каторжных работ чудесным образом забил источник. Впоследствии его нарекли источником святого Климента. Он просуществовал вплоть до второй половины 20-го века, когда при разработке соседнего карьера по добыче известняка случайно перебили жилу источника. В результате карьер был затоплен, образовалось озеро, на дне которого так и осталась техника.
Территория монастыря, где можно ходить паломникам, небольшая. Помолившись у святынь, направляешься к выходу. И, кажется, оставляешь позади целый самобытный мир, мир молитвы, покаяния и стремления к святости. Грустно. В какой-то момент четко понимаешь: присутствие священномученика здесь определенно есть. Это очень чувствуется – его присутствие и благословение.
Жители Инкермана считают священномученика Климента покровителем своего города. Хочется верить, что святой особо покровительствует просвещению славянских народов и возносит о православных славянах сугубые молитвы к Престолу Божию.