Менее полутора месяцев отделяют нас от того дня, когда в домах православных христиан засверкает огоньками гирлянд рождественская елка, а в церквах хоры грянут праздничный тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума!» Подготовкой к светлому и любимому Празднику Рождества Христова служит пост.
Рождественский пост один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Он начинается 28 ноября и продолжается сорок дней. В отличие от Великого и Успенского постов его устав менее строгий – в выходные и праздничные дни разрешается рыба. Только с началом предпразднства, за пять дней до Рождества, воздержание становится более строгим.
Воздержание. И это мы говорим о тех днях, в которые для большинства гораздо привычнее погружаться в предпраздничную суету. Подготовка к праздникам обычно бывает напряженной – поиски подарков и праздничных нарядов, толпы куда-то бегущих людей на улицах, обездвиженная из-за немыслимых заторов на дорогах проезжая часть, закупка продуктов, больше напоминающая набег невесть откуда взявшихся голодных племен… И вдруг воздержание. Для чего? Зачем?
Но ведь Рождество это не только домашнее застолье-разговенье и колядки, гирлянды и бенгальские огни. Это сошествие Бога на землю, рождение в грязном, дурно пахнущем хлеву, рядом с жующими сено животными, потому что среди людей Творцу вселенной уже тогда не нашлось места. Да и не узнал Его тогда никто, кроме волхвов и пастухов. Рождество Христово тесно сопряжено с морем крови невинно убиенных по приказу Ирода малышей. Это радость Пришествия Бога на землю, но Пришествия для страстей на Голгофе. Да, после будет Воскресение, но сначала… Сначала Он пойдет на страдания и крест ради того, чтобы дать человеку возможность войти в общение с Ним, войти в благодатную жизнь во Христе.
Но Бог спасает нас не без нас. Для достижения этой благодатной жизни и Богообщения нужно потрудиться и самому человеку. Одно из средств к этому – пост. Святые называют пост временем сугубого воздержания, внимания к себе, контроля над собой. Они предупреждают, без внимания к себе духовная жизнь даже не начнется. Христианин – воин Христов – как часовой на посту, охраняет объект – данную ему Богом душу, образ Божий от посягательства и ударов мысленного духовного врага.
Но одного этого недостаточно. Из образа христианину необходимо слепить подобие Божие, стать похожим на Христа. В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе, замечает апостол Павел. Это высокая цель. Но достижимая, пишут святые. Путь к этой цели один – покаяние, изменение образа мыслей, и вслед за этим – чувств и желаний, изменение всего себя, перерождение в нового человека. Средства на пути к достижению этой цели разные, но все они вмещаются в основные два – пост и молитву.
Пост и молитва настолько важны, что святые называют их двумя крылами духовной жизни человека. Пост, проводимый во славу Божию, помогает, дисциплинирует, укрепляет намерение положить начало духовной жизни, утончает ум, говорят святые. О духовной пользе поста, о его плодах много писал святитель Игнатий (Брянчанинов). В его «Аскетических опытах» можно найти целые главы о том, что при отказе от тяжелой пищи ум становится более способным к чтению Священного Писания и святых отцов, к более ясному и углубленному вниманию на молитве, постящийся начинает яснее и четче видеть свои несовершенства и изъяны, которые требуют исправления.
Одна из задач поста – сделать тело достойным вместилищем Святого Духа. Постом должны побеждаться две основные страсти, кажущиеся малыми, но на самом деле отнюдь не безобидными – чревоугодие и сластолюбие. Последнюю преподобный Марк Подвижник называет матерью всех пороков, поскольку в основе любого греха лежит стремление к наслаждению. «Сластолюбивое и одних приятностей ищущее сердце во время исхода бывает темницею и узами для души», – писал святой в своих «Словах подвижнических». Это стремление человеческой души изначально было направлено к Богу, но после грехопадения, когда связь с Богом прервалась, все изменилось. Неспособный более подняться от земли ум стал искать наслаждения вовне, в горизонтальной плоскости, в том, что манит иллюзией счастья, оставляя в душе горькое послевкусие уныния и чувство внутренней пустоты.
Но «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», – говорит Господь о Себе в Евангелии. И возвести нас на первое блаженство, уточняют богослужебные тексты. Потому и смыслом Праздника становится Рождение Христа в человеческом сердце. И как бывает потом жаль, что очередной пост прошел рассеянно, в суете, впустую. Еще грустнее, если так происходит из года в год.
Всего сорок дней, а столько нужно успеть! С помощью поста и молитвы положить начало осмысленной подготовке к Празднику, провести в сердце ревизию, сделать в нем генеральную уборку и хотя бы отчасти изгнать оттуда жующих сено волов и осликов – этих образов страстей, владеющих человеческими сердцами. Потрудиться над тем, чтобы превратить свой сердечный вертеп в царские палаты, готовые принять Богомладенца Христа.



