Каждый хочет быть счастливым. И вступая в брак, каждый мечтает о счастливой семье. Но что такое счастливая семья и какую семью можно назвать счастливой? Об этом у каждого свои представления. Мечты всегда основываются на работе воображения. Можно всю жизнь мечтать и так и не стать счастливым, а можно самому стать активным делателем счастья – своего и своей семьи. О том, как возможно этого достичь, пошла речь на очередной встрече «Семейного клуба».
Встреча состоялась в конференц-зале Свято-Ильинского храма в конце февраля. Ее гостями стали семейный психолог Алексей Анатольевич Успеньев и супружеская чета клирика Свято-Екатерининского собора диакона Максима и Олеси Печёркиных. Встреча собрала почти полный зал – были и завсегдатаи, и новые лица, молодые и люди средних лет, родители с детьми-подростками и совсем малышами. На столах, помимо обычных сладостей к чаю, блинчики со сметаной – встреча проходила в преддверии Великого Поста.
Тема лекции психолога: «Основные психологические сложности православной семьи и способы их разрешения». Алексей Анатольевич, опытный клинический и семейный психолог с большим стажем работы, сейчас учится в семинарии на миссионерском отделении. Его выступление ценно именно православным взглядом на внутрисемейные трудности:
— Представьте себе, что двое молодых людей создают семью. Каждый из них приходит в нее со своими понятиями. Столкновения этих понятий будут порождать конфликты – говорит Алексей.
Специалист подчеркнул, что само по себе возникновение конфликтной ситуации это нормально. Важно, как мы реагируем. По его словам, если обиды и конфликты накапливать внутри себя, начинаются болезни. Психолог напомнил, что большинство наших стереотипов складывается до шестилетнего возраста. И многие всю жизнь проживают, отвечая на обиды или конфликты реакциями живущего в нас ребенка-дошкольника.
— В семье, как и в других отношениях с людьми, необходимо начинать с себя и учиться говорить о своих чувствах. Это умение – одно из качеств зрелой личности, – утверждает психолог. – Зрелый человек всегда рассуждает, как он может справиться с условно негативными чувствами.
Алексей Анатольевич напомнил, что с точки зрения православной психологии у человека есть тело, душа и дух. Это очень важно понимать для того, чтобы выстраивать отношения. Дух, душа и тело – это трихотомия человеческой природы. Дух всегда будет стремиться к высокому, а грех – тянуть вниз. Психолог призвал при выстраивании отношений с людьми и в том числе между супругами, не забывать, что внутри каждого человека есть рассогласованность, порожденная именно грехом, которым повреждены все составы человеческой природы. Поэтому в каждом случае нужно действовать в соответствии с ситуацией.
— Может, иногда лучше без слов просто подойти и обнять. Но так жить гораздо сложнее, чем конфликтовать, — подчеркнул психолог. – Этим искусством не овладеть в одночасье. Это путь длиной в жизнь – от образа к подобию. Тогда слово любовь будет распространяться не только на супруга и родных, но и на каждого человека.
Алексей привел удручающие статистические цифры: сегодня из 1000 семей распадается 780, т.е. почти 4/5.
— Если раньше семья была средством выживания, женщина с детьми без семьи не могла выжить, то в современной семье важны отношения, – говорит специалист. – Можно сказать, что современная семья должна выполнять функции психологической поддержки. Каждому супругу необходимо заглянуть в глаза своей половинке и прочитать в них, что он нужен. И каждый призван, не отказываясь от своего «я», формировать «мы».
В ходе выступления было затронуто много тем: о том, как супругам делить бытовую нагрузку, как переживать нормативные кризисы. Психолог напомнил, что слово кризис в переводе с латинского означает поворотный пункт.
— Супругам бы в этот момент суметь повернуть отношения, – говорит специалист, – начать искать, думать. Сходить на исповедь, на Причастие.
На прощание Алексей Анатольевич посоветовал всем супругам вместе молиться, закладывать фундамент веры.
Тему продолжил клирик Свято-Ильинского храма диакон Василий Максютов:
— Мы только что говорили о внутреннем функционировании семьи. А у меня вопрос: что становится основой создания семьи?
— Любовь, – ответили из зала.
— А что такое любовь? – вновь задает вопрос диакон и отвечает на него словами апостола Иоанна Богослова:
— Евангелие говорит нам, что Бог есть Любовь. Но какова мера любви? В Евангелии от Иоанна сказано: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Вот мера любви, – подчеркнул клирик.
Отец Василий отметил, что у такой любви много свойств, но самое главное, она совершенно чужда самости, своих интересов. В подтверждение своих слов он процитировал преподобного Максима Исповедника: «Убери самость, и остальное само уйдет».
Говоря о современных семьях, диакон отметил, что их главная проблема в том, что современные семьи не имеют в себе Бога. Отец Василий напомнил об истоках начала жизни на земле:
— Первые люди – Адам и Ева – были семьей. Бог дал им заповедь плодиться и размножаться, это была заповедь о семейной жизни. Бог был с ними, и они были в общении со своим Творцом и именно в Богообщении были счастливы.
Все хотят быть счастливыми, говорит отец Василий, но никто не может сделать это своими силами. Есть много различных концепций, психологических приемов, каждый может выбрать, что ему ближе. Но самый важный выбор на этом пути – впустить Бога. В себя и в свою семью, посоветовал клирик.
Самой эмоционально насыщенной стала третья часть «Семейного клуба» — встреча с семьей священника. Диакон Максим – клирик Свято-Екатерининского собора и секретарь митрополита. С матушкой Олесей они в браке 4 года. На встречу супруги пришли с двумя прекрасными девчушками: 2,5-летней Эмилией и 8-месячной Евгенией. Олеся и дочурки одеты в платья матушкиного производства: «Пока была в декрете освоила швейное дело», – улыбается супруга.
Основные вопросы, которые обычно задают супругам на семейных встречах, касаются их прихода к вере, воспитания детей. Слушатели спрашивают не ради праздного любопытства – в беседах важен обмен опытом. Представляя аудитории супругов Печёркиных, настоятель храма Пророка Илии протоиерей Димитрий Болтонов отметил важность понимания, что человек в священном сане это прежде всего человек. И именно в ключе этого понимания строится беседа. У каждого из гостей «Семейного клуба» есть свой ценный жизненный опыт: как они устраивают личную жизнь, как относятся к избраннице, как происходит период так называемого притирания друг к другу, как распределяют семейные обязанности, как воспитывают детей. Эти моменты важны тем, что в них есть возможность чему-то поучиться, что-то позаимствовать, и может быть даже от чего-то уберечься – всегда лучше учиться на чужих ошибках.
У диакона Максима юность прошла в стенах Ильинского храма. Здесь он пономарил в алтаре еще будучи мальчиком-подростком.
Первый вопрос отцу Максиму был о том, когда и как в его жизни совершился приход в Церковь:
— Первые в моей жизни посещения храма были с мамой. Мне тогда было лет 6-7, – говорит отец Максим. – Если говорить об осознанном приходе к вере, то это вопрос личных отношений человека со Христом. Личные отношения со Христом у каждого складываются по-своему, индивидуально. Мои отношения с Ним развились до учебы в семинарии и принятия диаконского сана. Когда мне было 12 лет, я попросился помогать в алтаре Ильинского храма. Помню, как несколько раз спрашивал маму о том, что хочу помогать в алтаре, но не знаю, как это можно осуществить. Мы подходили за благословением к нашему духовнику, а потом к настоятелю – тогда им был о. Сергий Овчинников.
История пономарства диакона Максима насчитывает 15 лет.
Женщина из зала поинтересовалась, как у него, тогда еще юноши, проходил переходный возраст, не было ли соблазна отойти от веры:
— Если бы я не пономарил, то даже не знаю, мог ли бы я отпасть, – говорит отец Максим. – Но однозначно, что занятость в алтаре помогала мне держаться. Каждое воскресенье был на службе. На большие праздники занятия пропускал.
Это время отец Максим до сих пор вспоминает с теплотой в душе. Воскресные дни, уборки после службы, подготовки к приезду архиерея, подготовки к Пасхе, к Рождеству Христову:
— Все это с пономарской братией, – смеется отец диакон. – Пасха это когда ты двое суток практически живешь в храме. Домой помыться, переодеться и снова здесь. После 8-го класса я вообще все лето проработал пономарем. Пономарить было интересно.
— Важно, чтобы у подростка были сформированы внутренние мотивы, стержень, желание быть при храме. Но если вера еще не совсем осознанна, тогда необходимо, чтобы была хотя бы заинтересованность приходской жизнью, взаимодействие с воскресными школами, молодежными движениями, – матушка Олеся включается в разговор о том, как не отпасть от храма.
Она делится воспоминаниями своего кризиса веры в подростковом возрасте:
— Были слезы, непонимание, почему я хожу в храм, а мои одноклассники нет. Почему я должна вести жизнь, отличную от других. Кризис был сильный. Слава Богу, с помощью мамы я нашла себе занятия в храме. Все решила активная приходская жизнь, совместные поездки с другими прихожанами, знакомство с образовавшейся будущей молодежкой. Кроме того, я помогала в лавке, в организации праздников, мероприятий. В том возрасте это было очень интересно и помогло остаться в храме.
Храм стал местом знакомства будущих супругов. Отцу Максиму, как организатору молодежного движения, как-то случилось поехать на концерт, который проходил при храме святителя Спиридона. Там он увидел девушку, которая понравилась. Тогда отношения не завязались. Но Божий Промысел как бы случайно сводил молодых людей вновь и вновь. Когда они так же «случайно» пересеклись в Спиридоновском храме в третий раз, между молодыми людьми началось общение:
— Я приехал в Спиридоновский храм для обмена опытом по работе в молодежном движении, – вспоминает об этом отец Максим. — Ждал, когда начнется встреча. Служба закончилась – никого нет, ни руководителей молодежки, ни ребят. И вдруг открывается дверь и заходит моя будущая супруга: «Ты чего здесь?». Оказывается, у них в тот день тоже была встреча, только в воскресной школе, и после она зашла в храм.
Через три месяца молодой Максим сделал Олесе предложение.
— Заискрило, – улыбается отец Максим в ответ на вопрос, сразу ли он понял, что перед ним будущая супруга.
Олесе, по ее словам, тоже сердце подсказало, что это ее будущий избранник. Молодые тогда готовились к Сретенскому балу – масштабному молодежному мероприятию. Такой необычной для людей 21-го века была их добрачная дружба.
— Так что можем честно говорить, что познакомились на балу, – шутят супруги.
Отец Максим с признательностью отмечает участие в судьбоносных моментах его жизни нынешнего настоятеля храма Пророка Божия Илии протоиерея Димитрия Болтонова:
— Когда я пришел из армии, одним из первых вопросов, который задал мне отец Димитрий, был, собираюсь ли я поступать в семинарию. В дальнейшем так и получилось. А вторым серьезным моментом, который повлиял на всю мою жизнь, было благословение батюшки заниматься созданием молодежки при нашем храме. Это очень важные вещи, спасибо отцу Димитрию за это, – признательно говорит отец Максим.
Сегодня супруги растят двух детей, но это не предел. Их может быть и 13, шутит отец Максим и прибавляет, что и это цифра условная, может, будет и больше. На вопрос о том, как супруги прививают веру дочерям, о. Максим ответил, что пока они еще малы. Рассказал, как они причащают своих девчушек:
— По воскресеньям я служу в соборе раннюю Литургию, потом приезжаю домой, мы с Олесей берем девочек и едем их причащать на позднюю Литургию.
Говоря о воспитании детей, отец Максим отметил, что и сам переживает о том, как его девочки пройдут через кризис подросткового возраста, останутся ли они в храме, какими будут их личные отношения со Христом в более сознательном возрасте. Для себя он решил, что главные методы воспитания – молитва и личный пример. Нужно, чтобы дети видели, что родители элементарно молятся перед едой, не говоря уже об утренних и вечерних молитвах – это само собой. И что родители вместе причащаются в храме.
— У меня был опыт, когда я причащался как мирянин, чтобы мои дети видели, что я тоже причащаюсь.
Хотя пара еще совсем молодая – четыре года не срок, они стараются находить взаимопонимание, в буквальном смысле носят тяготы друг друга:
Если ей хочется поехать попить кофе с подругой, я посижу с детьми. Если нужно, помою посуду. Если она не успела приготовить, привезу еду сам, – говорит диакон.
Кроме того, матушка учится на заочном отделении университета. Каждые полгода ей приходится ездить на сессию, а отец Максим, при его занятости, в это время ежедневно по 5-6 часов проводит с детьми.
Супруги рассказывают, что стараются с рассуждением подходить к решению конфликтных ситуаций. Этому искусству они начали учиться еще до брака:
— Мы в то время очень много разговаривали, – говорит матушка Олеся. – Поднимали вопросы, по которым не находили взаимопонимания. Говорили о тех качествах, которые мы друг в друге не совсем понимаем. Искали, как вести себя в конфликтных ситуациях.
— Если мы поругались, мы не разбегаемся по комнатам, – добавляет отец Максим. – Этого нельзя делать, потому что, если такое допустить, оно войдет в привычку. Тогда в какой-то момент можно очень сильно обидеться и прийти к точке невозврата.
Секрет семейного счастья Печёркины полагают в том, чтобы слышать и понимать друг друга. Если не получается сразу, брать паузу, а потом делать вторую и третью попытки до тех пор, пока взаимопонимание будет достигнуто.
В подобных рассуждениях читается взрослый, зрелый подход к семейной жизни, серьезная внутренняя работа. Аудитория долго не отпускала семью, буквально засыпая чету вопросами. Встреча получилась очень теплой. На прощание сделали совместное фото на память. Настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Димитрий Болтонов подарил гостям подарки. Супругам Печёркиным досталась икона Илии Пророка, а психолог Алексей Успеньев получил церковный календарь.
Встречи «Семейного клуба» проводятся в рамках проекта «Служба профилактики социального сиротства, сохранения и сопровождения семьи «Семейный круг 2.0», который получил поддержку Фонда президентских грантов.