Молитва Ефрема Сирина – главная покаянная молитва Великого Поста

Постепенно, шаг за шагом мы входим в атмосферу Святой Четыредесятницы. Последняя неделя перед Великим Постом носит название Сырной седмицы. Мясоед закончился, из пищи животного происхождения на этой неделе христиане употребляют только сыр и прочие молочные продукты, отсюда и название седмицы. Это уже такой полупост. И хотя мир зовет эти дни Масленицей, и проводит ее широко и весело, в Церкви уже совсем иной настрой. Ощутимо меняется строй богослужений, в среду и пятницу не совершаются Литургии, богослужебный Устав этих дней максимально приближен к великопостному.

В эти же дни в православных храмах начинает звучать особая молитва. Ее чтение продлится почти два месяца – в продолжение всего Великого Поста и завершится в среду Страстной седмицы. Священник произносит эту молитву, стоя у Царских врат храма. Совершается она с земными поклонами.

Речь о покаянной молитве известного святого первых веков Христианства, подвижника, аскета, духовного писателя и учителя покаяния преподобного Ефрема Сирина. На церковнославянском языке ее текст звучит так:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

После каждого стиха молитвы совершается земной поклон. Затем 12 поясных поклонов с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», и снова молитва преподобного Ефрема Сирина, теперь уже с одним земным поклоном в конце.

Православная Церковь богата гимнографией, красивыми и покаянными молитвословиями, которые запечатлены в богослужебных книгах. Почему же именно эта молитва становится основной в главном христианском посту?

Попробуем для начала обратиться к житию автора молитвенного текста. Из жизнеописания преподобного Ефрема Сирина известно, что Господь открыл ему очень важную вещь – связь между грехом и его последствиями, а также то, что последствия иногда могут быть настолько отсроченными по времени, что сам человек не всегда способен соотнести между собой эти два явления и понять, какая духовная причина скрывается за тем или иным событием. Произошло это откровение следующим образом. Молодой Ефрем, хотя и был верующим, но до поры до времени вел жизнь легкомысленную. Это привело к тому, что однажды его заключили в темницу по ложному обвинению в краже скота.

И здесь, в темнице, произошло событие, которое навсегда изменило жизнь молодого человека. Его посетил некий таинственный муж, который поведал будущему святому, что хотя в данный момент по настоящему обвинению он, Ефрем, не виновен, однако его нахождение в этой мрачной камере справедливо. Задуматься и освежить в памяти поступки своей юности – такой совет дал преподобному таинственный визитер.

Перебирая в памяти события своей жизни, возможно и молясь об этом, узник вспомнил, как однажды, по неразумию, принес много горя одному местному бедняку, когда ради легкомысленной и бесшабашной юношеской забавы, выпустил из загона его корову. Животное тогда не смогло спастись от хищного зверя, и трудная и без того жизнь бедняка наполнилась дополнительными скорбями и лишениями. Тогда Ефрему вроде бы все сошло с рук. Об этом происшествии давно забыли не только в округе, но даже он сам. Однако, духовный закон все же сработал, хотя и спустя время. И в духовном смысле он теперь несет наказание за ранее совершенный бездумный поступок.

Так будущему подвижнику было открыто, что любое преступление влечет за собой наказание, а потому на жизнь следует смотреть более серьезно. Вскоре был найден настоящий виновник, а преподобный Ефрем выпущен на свободу. Но теперь уже молодой человек действительно иначе смотрел на жизнь и на Божественный Промысл. Происшедший с ним случай открыл ему не только связь между грехом и последствиями, но и суть и смысл покаяния. А поняв, что такое покаяние, вкусив его опытно, святой Ефрем возлюбил его до такой степени, что посвятил духовному подвигу всю жизнь.

Святые говорят, что в ответ на доброе произволение Бог даровал преподобному Ефрему глубокий сердечный плач о грехах. Это был именно Божий Дар. Плач был настолько очистительным, что слова молитв, которые он произносил из самого сердца, мгновенно проникали в сердца других людей.

Святой 20 века, хорошо известный всем священноисповедник Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) в «Толковании на молитву преподобного Ефрема Сирина» говорил, что «в ней чувствуется сердцем особая Божественная сила, которая сразу и глубоко проникает в него. Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы».

Молитва преподобного Ефрема Сирина действительно легко доступна для понимания и словно пронзает самые глубины сердца. О чем же просим мы в этой молитве, повторяя слова великого подвижника?

Первое прошение содержит просьбу не дать нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Праздность – это, говоря простыми словами, лень, расхоложенность, нежелание трудиться или вообще что-либо делать, потеря впустую такого драгоценного ресурса и Божьего дара, как время. За одним этим словом кроется множество пороков. Праздность расслабляет душу и тело, считают отцы Церкви.

Уныние бывает плодом праздности. Это очень тяжелое духовное состояние, при котором человек и сам не может делать что-то доброе, и к Богу за помощью обратиться не способен.

Любоначалие – это властолюбие, производное ненасытных страстей гордости и тщеславия. Желание возвысить себя над ближними, командовать окружающими, наслаждаться превосходством над другими – вряд ли есть в этом желании что-то доброе.

Празднословие на первый взгляд может показаться не таким уж серьезным проступком. Однако слово – это не игрушка. Им был создан мир. Господь не зря предупредил в Евангелии, что за каждое праздное слово человек даст ответ в День Суда. Стоит заметить, что святые считали празднословием даже разговоры о молитве, не говоря уже о бессмысленной пустой болтовне.

Взамен этих пороков мы вслед за преподобным Ефремом просим дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Целомудрие – это, в широком смысле, внутренняя целостность всего человека. Когда все силы души – ум, чувства и воля – не противоречат друг другу, а устремлены в одном направлении, в направлении к своему Создателю, ко Христу. Это чистота в делах, словах и мыслях.

Смиренномудрие отцы Церкви называют первым плодом целомудрия. Это мирное устроение души. Мирное принятие себя, других и обстоятельств, мир в мыслях, чувствах и желаниях. Душа, трудящаяся над своим очищением, ясно видит – гордиться ей нечем. Ее сердце – это поле, заросшее сорняками, и нужно много терпения для выкорчевывания их. Потому и следующее прошение – о терпении. Святые утверждали, что первый предмет терпения – терпение себя. Свои немощи тоже нужно принять и нести, смиренно вознося к Богу молитву об исцелении, и исправляя ошибки.

А уподобиться Богу можно только обретя любовь. Только глядя на ближнего очами любви, можно принять его таким, каков он есть, покрыть его недостатки, протянуть руку помощи. Когда этого нет в чувстве сердца, святые отцы советуют хотя бы делать дела любви и не превозноситься над ближним, не осуждать его. В этом хорошо помогает видение собственных грехов. Зрение своих неисправностей дает импульс к внутренней работе по очищению сердца, побуждает к покаянию. Поэтому и просим в конце молитвы дать нам дух любви, и видения своих грехов, чтобы не осуждать ближних.

Подвизаясь в покаянии, наблюдая за своими желаниями и мыслями, преподобный Ефрем обнаружил, что глубины человеческой души самому человеку недоступны. Все, что способен видеть и понять человек, лишь верхушка айсберга, глубины же доступны только Богу. У Него ключи от врат человеческих душ, у Него и просит преподобный Ефрем чистоты души и сердца.

Можно еще заметить, что в молитве святой испрашивает не просто отнять от него определенные неправильные поступки и взамен дать добрые и правильные. Нет. Он просит самого Духа этих добродетелей. Что это значит?

Сопоставляя свою жизнь с Евангелием, святой Ефрем обратил внимание на слова Господа, которые Он произносит в Евангелии от Иоанна: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине». Эти слова преподобный воспринял всем сердцем. Понял, что недостаточно просить у Бога каких-то определенных добродетелей. Если сердце долгое время было заражено и осквернено пороками, одним внешним исполнением добрых дел его не изменишь. Чтобы преобразился весь внутренний человек, изменение должно быть внутренним, глубоким. Прежде всего, нужно измениться в самом духе, в образе мыслей, в расположении. Изменение, преображение ума – так переводится с греческого языка слово «покаяние». Именно такого глубокого изменения испрашивает святой Ефрем в своей молитве.

Святитель Лука Крымский в «Толковании на молитву преподобного Ефрема Сирина» пишет об этом так: «Если в сосуд влить вещество благовонное, потом опорожнить сосуд и вымыть, надолго останется аромат. И, напротив, если влить чего-либо зловонного, то зловонный дух останется надолго-надолго. Так бывает и в человеческой душе. В душе человека оставляют свой дух, свой след все пороки, которыми грешит человек. Оставляет, с другой стороны, свой свет все добро, которое творит он. Если человек всегда творит злые дела, если его душа пропитана пороками, в душе останется навсегда дух этих пороков. Если человек живет доброй жизнью, творит много добра, если душу освящает постоянно молитвой, он проникается духом молитвы, духом добродетелей, духом праведности».

Такую молитву, простую по виду и глубочайшую по содержанию, выражающую всю суть покаяния, Церковь предлагает своим чадам в дни Великого Поста. Читается она, как мы говорили, с 16 поклонами. Для чего столько? Человек отпал от Бога душой и телом. Соответственно в покаянии тоже задействован весь духовно-душевно-телесный состав. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Христианский аскетизм это восстановление не только души, но и тела в том числе. Только живя в теле можно приносить покаяние. И воскресение будет тоже в теле. Только в новом.

Автор текста Евгения Оганова

Комментирование запрещено