Крестовоздвижение – Праздник Божьей любви

Так сложилось, что все церковные двунадесятые праздники, все
наиважнейшие для нашей веры события, о которых мы храним память,
исторически вмещаются во временные пределы земной жизни Пресвятой
Богородицы. Только один праздник составляет исключение – Воздвижение
Животворящего Креста Господня. От остальных праздников его отделяют
добрых три века, о нем нет упоминания в Священном Писании. Почему же
он входит в число двенадцати самых основных, самых главных церковных
праздников?
Возможно, именно потому, что событие это не относится к временам
евангельского повествования, Крестовоздвижение иногда кажется менее
значимой церковной датой по сравнению с другими. Кто-то придает ему
только историческое значение, и оно тоже очень важно: после многих лет
утраты царица Елена обрела главную святыню христианского мира – Крест,
на котором был распят наш Спаситель. Но не только и не столько это
является основным смыслом праздника. Можно сказать, что историческое
событие обретения Креста, как и последующее его Воздвижение патриархом
Макарием, стало лишь поводом для установления празднования.
Праздник Воздвижения это, прежде всего, праздник самого Креста Господня,
праздник благодарности Богу за Его Любовь к каждому человеку, каким бы
он ни был. Любовь Божья не такая, какая часто бывает у людей – на словах
или в чувствах. Уходят чувства – проходит и любовь. Любовь Бога до сих
пор остается непонятой человечеством. Она деятельна и самоотверженна.
Она проявилась во многом: в Пришествии Господа на землю, в жизни вместе
с людьми, в Его учении, в многочисленных исцелениях, в изгнании злых
духов, в воскрешении мертвых… Но ничто из перечисленного, даже все
вместе взятое, не сравнится с одним, самым главным – с крестом, на который
добровольно пошел Спаситель. Именно на кресте любовь Бога ко всему
человечеству проявилась во всей полноте. Безгрешный, Пресвятой Бог, Царь
всей вселенной приходит на землю и становится Человеком именно ради
крестных страданий.
Мы привыкли считать, что любовь это чувство бесконечного счастья и
радости полноты бытия рядом с любимым. У Господа по-другому. Его
Любовь часто безответна. Она видит Свое любимое творение человека,
полагающего целью и смыслом своего кратковременного земного бытия все,
что противно Ему, Источнику Жизни, и приводит к одному финалу – «плачу
и скрежету зубов» в вечности, где уже ничего нельзя будет изменить.

Настоящая любовь не может равнодушно смотреть на то, как любимый
добровольно отдает себя в созависимость своему врагу и погибает. И ради
спасения человечества Любовь Христова идет на крест, терпит унижения,
избиения, плевки и насмешки, жестокие страдания и, в конце концов,
позорную смерть.
Еще за много веков до Воплощения Богочеловека пророк Исаия предрек о
Нем: «… вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: Муж в
язве Сый, Ведый терпети болезни… Той же язвен бысть за грехи наша и
мучен за беззакония наша». Крест это то, что приготовило своему Богу
ослепленное страстями человечество. Христово учение принесло миру
досадную помеху, напоминая спящей совести человека о худости его дел. И
человек не стал терпеть такого «посягательства» на свою свободу. «…Свет
пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму», – сказал Господь
Никодиму во время их ночной беседы. Эта человеческая любовь к тьме и
распяла своего Создателя. Чтобы замолкли Его уста. Чтобы не мешали
творить неправду еще и еще. Ненасытимо.
Господь страдает на кресте не только из-за телесных мук, хотя они
невероятно тяжки. К жесточайшей боли во всем теле, к провисанию и
удушью, к кровоточащим ранам от тернового венца и гвоздей прибавляется
еще одна, самая главная мука. Это нестерпимая нравственная боль о
человечестве. Господь принес человеку подарок – возможность войти с Ним
в полноценное общение и обрести полноту бытия, стать похожим на Него,
сыном или дочерью Божьими по благодати. Взяли этот бесценный Дар
единицы.
Святые говорят, что у Бога нет времени. Христос и сейчас на кресте, Он
взирает с него на мир, по-прежнему игнорирующий своего Творца. Вновь и
вновь распинается, чтобы дать возможность тем, кто захочет, войти в Его
Вечность. «Присно закалается, освящаяй Причащающияся», – поется в 9
песне канона к Святому Причащению. И это, наверное, самая большая боль
Креста Христова. И самая великая Победа – победа Любви.
Праздник Воздвижения Креста Господня служит еще одним напоминанием
об этой тайне бесконечной Любви Бога. Этот Праздник неслучайно
приходится на осенние дни. К осени остается далеко позади время Великого
Поста, когда сугубым покаянным духом и воспоминаниями о крестных
страданиях Спасителя были проникнуты все богослужебные тексты. Фокус
внимания христиан постепенно смещается с «единого на потребу» в сторону

потока сиюминутных дел, который вовлекает человека в череду
нескончаемых обязанностей.
Крестовоздвижение вновь напоминает: «наказание мира нашего на Нем,
язвою Его мы исцелехом». Вы куплены дорогой ценой, пишет апостол Павел.
Христос сделал и до сего дня продолжает делать для нас все. Будет ли Его
любовь к нам взаимной? И чем мы сможем ответить на эту любовь? Только,
следуя Его слову: «Если любите Меня, соблюдите Мои Заповеди». Для этого
нужны решимость и хоть немного самоотверженности. Но мы не одиноки.
Он всегда протягивает руку помощи, как протянул ее утопающему Петру. Да
и как может не помочь Тот, Кто обещал: «Просите во Имя Мое и получите,
чтобы радость ваша была совершенна», и утверждал: «Я с вами во все дни до
скончания века!»

Комментирование запрещено