Подходит к концу Великий пост. Позади остаются шесть седмиц покаянного
поприща, незабываемые богослужения, земные поклоны с молитвой Ефрема
Сирина, праздник Похвалы Пресвятой Богородицы с его акафистом Божией
Матери. Все это ради одного: «да ты изменишися, о душе!» В самом конце
шестой седмицы – Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, за
которыми следует Страстная седмица, предваряющая Светлое Христово
Воскресение. Всего получается семь постных недель. Почему так? Ведь все
знают, что Великий Пост длится сорок дней. Откуда же набралось сорок
восемь?
Иногда принято считать, что Великий Пост завершается праздниками
Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, а Страстная седмица не
входит в число Святой Четыредесятницы, но сугубый пост продолжается
ради последних дней земной жизни и Крестных страданий Спасителя. Есть и
другое мнение, согласно которому период Великого Поста включает в себя
шесть недель Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и
последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную. Иногда весь Пост называют
Святой Четыредесятницей по причине того, что Четыредесятница составляет
основную по длительности его часть. Однако, как же правильно? И, если все-
таки пост заканчивается в пятницу шестой седмицы, не стоит ли перед
наступлением строгой Страстной седмицы разговеться на два дня?
Попробуем поразмышлять вместе. Шестая седмица по церковному
календарю называется седмицей Ваий или Цветоносной неделей. Она
завершается двумя дивными праздниками – Лазаревой субботой и Входом
Господним в Иерусалим. Эти две уникальные непохожие друг на друга
службы объединены одним общим праздничным тропарем, в котором
одновременно прославляется чудесное событие воскрешения Господом
Четверодневного Лазаря и торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим,
когда народ встречал Его как земного царя.
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси
Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще,
Тебе, Победителю смерти, вопием: Осанна в Вышних, Благословен Грядый
во Имя Господне!»
В богослужениях этих дней уже очень отчетливо предощущается Праздник
Праздников – Пасха Господня. Уже совершилось чудо первого воскресения:
«из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Нотки грядущего
Воскресения звучали в богослужебных текстах всей предыдущей седмицы
Ваий. Она пронизана ожиданием Избавителя от смерти. Лазарь умер, и уже
во гробе. Марфа и Мария плачут над усопшим. Ждут Спасителя, Который,
как Он Сам говорил, и есть Воскресение. Они твердо верят – Ему все
возможно.
Для христиан слезы Марфы и Марии – прообраз покаянного плача. Пост
проходит, а дух не оживает, не воскресает душа, она, по-прежнему, связана
крепкими узами своих увлечений и привычек, как связан усопший Лазарь
пеленами во гробе. Хорошо, когда этот плач растворен твердой верой в
Спасителя, Которому все возможно. В эти дни, те, кто на протяжении поста
старались быть внимательными к своим мыслям, чувствам и желаниям, и,
может быть, неоднократно унывали и даже приходили в отчаяние от своей
неспособности исправить самих себя, обретают новый импульс надежды на
воскрешение собственной души.
В субботу, именуемую Лазаревой, ожидание Марфы и Марии, наконец,
сбывается. Господь приходит и воскрешает того, кто до этого уже четыре дня
находился во гробе. Не зря старшая сестра робко выражает свое смущение:
«Господи, уже смердит». «Разве не говорил Я тебе, что верующему все
возможно?» – напоминает Господь.
И происходит чудо, равного которому еще никогда не видел земной мир.
«Возгласив Лазаря из гроба, абие воскресил еси, но ад доле горце рыдаше, и
стеня трепеташе, Спасе, власти Твоея».
«Заклепы сокрушил еси тогда адовы, возгласив Лазаря, и державу стрясл еси
борца, и покорил еси прежде Креста, трепетати Тебе, едине Спасе».
Так воспето это великое чудо воскрешения человека из мертвых в
богослужебных текстах. Но седмица Ваий проникнута предощущением еще
одного не менее важного события – вхождения Иисуса Христа в Иерусалим.
Тексты песнопений этих дней призывают христиан постараться встретить
своего Небесного Царя Спасителя с ветвями добродетелей, подобно тому,
как в древности современники Господа оказывали Ему в этот день почести
как царю земному.
Почему же мы не разговляемся в эти дни, а разрешается лишь малое
послабление? Впереди Страстная седмица. И в духовном смысле она берет
начало именно из торжественного, на первый взгляд, праздника Входа
Господня в Иерусалим. Господь входит в этот город, принять страдания и
умереть на кресте за каждого человека, кто решит последовать за Ним.
Возможно ли предаваться радости, когда впереди Спасителя ждут самые
тяжелые и мучительные, как физически, так и душевно, дни. И верные в этот
день не могут не задавать себе вопроса: готовы ли они последовать за Своим
Спасителем, куда бы Он не пошел, и, когда понадобится, взойти вместе с
Ним на Голгофу?
По причине страшного и трагичного Величия этих дней, в Страстную
седмицу положен сугубо строгий пост. «Он изъязвлен был за грехи наши и
мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами
Его мы исцелились», – читается в Великую Пятницу отрывок из книги
Пророка Исайи. «Царь бо царствующих и Господь господствующих
приходит заклатися и датися в снедь верным», – поется в Великую Субботу
на Литургии.
На протяжении Страстной седмицы христиане воспоминают крестный путь
Спасителя. Каждый день этой недели носит название Великого. В каждый
день подробно вспоминается все, что делал, о чем говорил и чему учил
Божественный Учитель. Кульминация этих дней – Великая Пятница, день
крестной смерти Господа. И здесь уже становится совсем неважно, входит ли
Страстная седмица непосредственно в Великий Пост или стоит особняком.
«Пасха наша – принесенный в жертву за нас Христос» умирает на кресте, за
грешных Безгрешный.
Есть и еще варианты расчетов дней Святой Четыредесятницы и Великого
Поста. Например, преподобный авва Дорофей включает в Святую
Четыредестницу не только Страстную, но и подготовительную к посту
неделю, которую мы знаем, как Сырную седмицу. При этом из полученных
восьми недель церковный учитель вычитает субботы и воскресенья, как дни,
которые нельзя в строгом смысле назвать постными, поскольку собственно
пост предполагает вкушение пищи один раз в день после 3 часов дня, а в
субботы и воскресенья разрешается пища с растительным маслом дважды в
день. По этому расчету Великий Пост заканчивается в Великий Пяток. А
«пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть
священнейшая и единственная постная из всех суббот года».
Но когда бы не заканчивался Великий Пост, для христианина суть не в этом.
В духовном смысле пост вообще не имеет окончания. Святые отцы недаром
называли пост одной из главных добродетелей, подразумевая под этим
отнюдь не определенный период, ограниченный календарными рамками, а
постоянное внимание к себе, к своим мыслям, чувствам и желаниям,
понимание меры, воздержание от всякого рода излишеств, чтобы через это
очищалось сердце и возрастала любовь к Богу и к ближним. Уставные посты
установлены лишь для сугубого упражнения в духовных трудах. Главные же
усилия христианина должны быть направлены на то, чтобы полученные за
период поста навыки покаяния, внимания, памяти Божией и исполнения
заповедей перенести в дальнейшую повседневную жизнь, упражняться и
возрастать в них до тех пор, пока они не усвоятся сердцу и не совершится в
нем личное Воскресение благодатной жизни с Богом.