23 октября – день памяти преподобного Амвросия Оптинского, ученика преподобных Льва и Макария. В Свято-Ильинском храме в большом ковчеге хранится частица его мощей. Из всей плеяды просиявшей старчеством Оптиной пустыни в храме Илии Пророка почивают мощи именно старца Амвросия, как, наверное, самого известного и почитаемого сегодня в России Оптинского старца. Недаром даже Собор преподобных Оптинских старцев Русская Православная Церковь постановила отмечать в следующий за памятью преподобного Амвросия день, 24 октября. В чем же секрет народной любви к этому святому?
О преподобном Амвросии невозможно говорить в отрыве от феномена Оптинского старчества в целом. Хотя эта обитель никогда не претендовала на то, чтобы быть главным оплотом Православия на Руси, все же во времена преподобного Амвросия Оптина фактически была одним из духовных оплотов.
Вообще, старчество 19 века в России значительно отличается от того, чем оно было в древнем восточном христианстве, и чем является сейчас в некоторых афонских общинах, где в связке «старец-послушник» последний полностью вручает себя в послушание старцу. Старец в данном случае – опытный руководитель, учитель и наставник, постигший духовную науку на практике и обретший благодать Святого Духа.
Послушание, конечно, было и в Оптиной. Было и откровение помыслов, и обучение внутреннему деланию, духовной брани, молитве, терпению и смирению – первостепенно необходимым в духовной жизни качествам. Поступавшая в монастырь молодежь вручалась старцам, которые к тому времени уже десятки лет подвизались в Оптиной. Под их руководством, в горячей печи послушания молодые монахи переплавлялись в нового человека и становились носителями Божественной благодати, которую затем передавали своим послушникам. Так «работает» старчество. Старец – всегда носитель благодати. Послушник – ее преемник.
При всем этом, основная особенность Оптинского старчества в том, что оно было открытым для обычных мирян, для всех, кто искал наставления. Эту открытость к людям впитал и преподобный Амвросий, чему отчасти способствовала природная живость его характера – в миру будущий старец был веселым, коммуникабельным и общительным человеком. Но лишь отчасти. «Я эту простоту у Господа двадцать лет вымаливал», – признался как-то преподобный в ответ на вопрос, как ему удается так просто рассуждать о самых глубоких и сокровенных вещах в духовной жизни…
А простота действительно была удивительной. Преподобный имел способность говорить с людьми на понятном для них языке. Именно близость к народу и простота отличали оптинское старчество, в целом, и преподобного Амвросия, в частности. Хотя жить ему довелось в эпоху, когда в российском обществе простота уже начинала утрачиваться, страна была исполнена духовных, интеллектуальных и политических исканий. Западники, славянофилы, народники, марксисты, народовольцы – каких только течений не возникало тогда в России. Умы бродили, общество все больше разобщалось. Каждый стал болен своей идеей, как напишет позже Достоевский. Христианство все быстрее превращалось в формальное исполнение обрядов, утрачивало внутреннюю суть и духовную вертикаль.
В такое-то время Оптинские старцы стали маяками заблудившимся умам, а тем, в ком еще горела жажда духовной жизни – наставниками. Благодаря умению говорить с каждым, преподобный Амвросий уже тогда снискал особую народную любовь. Именно к нему, а не только в саму Оптину, стекались тысячи паломников со всей страны – от интеллектуалов до простых крестьян. Известно, что святой стал прототипом старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Мыслителю и публицисту Константину Леонтьеву преподобный Амвросий был наставником и духовником. Не раз бывал у старца и писатель Лев Толстой.
Вместе с тем, к святому обращались и простые люди за житейскими советами. Его изречения, легкие и простые, но метко выражающие суть христианской жизни, и сегодня доступны для понимания и людям, далеким от Церкви. Вот только некоторые из них:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
«Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение».
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет»;
«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится. Это и есть жить проще»
«Где нет простоты, там одна пустота».
Преподобный преставился в 1891 году. Со времени его кончины прошло более ста лет, однако и сегодня ситуация в обществе мало изменилась: те же брожения умов, те же искания наставников. И Преподобный сегодня, так же, как и во время своей жизни, помогает каждому, кто обращается к нему за молитвенной помощью. Он образец терпения и любви – постоянные болезни во время земной жизни закалили его в этих качествах. Страдавший в молодости нерешительностью, он помогает желающим обрести это свойство души. Он помощник монашествующим – незадолго до кончины святой основал в селе Шамордино женский монастырь. Являясь Евангелием, прочитанным всей жизнью, он помогает желающим идти путем евангельских заповедей. Преподобный Амвросий и сейчас, по-прежнему, всероссийский старец, по молитве у мощей которого можно получить помощь, исцеление, утешение, духовную поддержку.