Казаки под сенью Покрова Пречистой

Стенная роспись, изображающая Праздник Покрова Пресвятой Богородицы находится на западной стене в левой части главного придела Свято-Ильинского храма. Образ вполне каноничный, но в храме Илии Пророка вся каноничная настенная иконопись вмещает в себя истории жизни простых людей. В этом нет чего-то удивительного или принципиально нового – Бог присутствует со Своим творением всегда и всюду: дает силу, хранит, помогает, оберегает, просвещает и вразумляет, когда это нужно. И если человек живет Евангелием, то каждое событие, каждый церковный праздник будет для него неразрывно связан с его жизнью. Как и наоборот, вся жизнь такого человека – и будни, и праздники – неразрывно связана с его Творцом. Потому и в образ Покрова Пресвятой Богородицы органично вкраплен некий житейский сюжет. Даже не один, а серия зарисовок, объединенных общим событием. С образом Покрова Пречистой на стенах Свято-Ильинского храма переплелась история о переселении казаков на Кубань.

В 1792 году Императрица Екатерина II пожаловала южные земли казакам Черноморского казачьего войска. Запорожская Сечь к тому времени была расформирована, а южные рубежи требовали зоркой охраны. Получив повеление, казаки отправились в путь. Об этом первый фрагмент фрески. На образе иконографически изображено море, по которому плывут корабли и лодки – это будущие жители Кубани плывут осваивать неизвестные земли. Первым этапом на Кубань прибыло около 14 тысяч казаков-мужчин. Женщин-казачек было примерно вдвое меньше, это мы еще увидим чуть позже.

В следующем фрагменте, немного выше, на берегу стоит маленькая походная церковь. Священник с кадилом совершает службу. Сотни казаков, полукругом окружив церковку, держа в руках папахи, молятся на коленях. Для настоящего казака, с молоком матери впитавшего христианскую веру, совершенно типично было каждое начинание освящать благословением Божьим, и каждое дело посвящать Тому, Кто дает жизнь и все для нее потребное. Поэтому и первое дело, которое они совершили, высадившись на незнакомые берега – отслужили Божью службу.

Божий ответ и благословение изображены выше, примерно в середине полотна. Казаков встречают и благословляют святые. Возможно, подразумевались небесные покровители тех, кто в далеком 18 веке высадился у берегов Тамани. Именно в этом фрагменте фрески можно увидеть всего двух женщин-казачек.

Есть еще символические изображения казаков на конях, местной природы, более степной, и даже лесных животных.

Венчает всю житийно-бытийную историю образ Покрова Пресвятой Богородицы. Почему именно он? Думается, здесь несколько моментов: это и упование на Пресвятую Владычицу, Которая покроет, защитит, поможет, упросит Своего Божественного Сына помочь пограничникам южного форпоста исполнять свой долг. Это и отражение исторического факта: свой первый храм в Тамани казаки посвятили именно Покрову Пресвятой Богородицы. Это и выражение народной любви к данному празднику – в дальнейшем, когда казаки разойдутся станами по всей кубанской земле, именно Покровских храмов на Кубани будет больше всего.

Снизу фреска увенчана надписью, которая содержит 30, 32 и 33 стихи из 11 главы Послания апостола Павла к евреям. Эти стихи читаются всего несколько раз в году на самых торжественных службах. Начиная от перехода иудеев через Красное море, Апостол перечисляет библейские чудеса, которые ветхозаветные праведники смогли совершить силой веры: «…верою побеждали царствия, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов»…  Список можно продолжить: верою… превратили  неосвоенные земли в благословенный христианский край…. И этот список дел, совершенных верой, будет продолжаться всю Новозаветную историю.

Комментирование запрещено