10 марта по новому стилю Свято-Ильинский храм отмечает свой день рождения. В 2025 году ему исполняется 118 лет. История появления Ильинской церкви в Екатеринодаре-Краснодаре довольно примечательна и интересна. Настолько, что ей посвящена одна из храмовых настенных росписей.
Уникальность настенной росписи Свято-Ильинского храма в том, что в ней запечатлена не только общецерковная история, но и история родного кубанского края. Более того, каждый образ, написанный на фресках, так или иначе связан с историей Кубани и даже конкретно Краснодара, в прошлом – Екатеринодара. Быт кубанцев с самого начала освоения запорожскими казаками южных земель неразрывно переплетался с церковной жизнью. Об этом со стен Свято-Ильинского храма безмолвно, но красноречиво и красочно свидетельствуют целые сюжетные композиции. Например, о переселении казаков на Кубань. Это не просто картины, даже – совсем не картины. В росписях отражено, главным образом, символическое значение того или иного события, его бытийно-мистическая связь.
Одна из таких художественных иконографических композиций расположена на восточной стене храма, над клиросом. Она называется «Основание обетного храма святого Пророка Илии в Екатеринодаре». Фреска посвящена истории рождения Свято-Ильинского храма.
Конец 19 века в России ознаменовался эпидемией холеры. В 1892 году болезнь пришла и на Кубань, где разразилась с особой силой. Она подчистую косила жителей города и края. В одном только Екатеринодаре за пять месяцев было унесено более 15 тысяч жизней. Положение было близко к отчаянному.
В те времена кубанцы понимали действие духовных законов и хорошо знали, что является первопричиной любых страданий. Церковь дает на этот вопрос четкий ответ – человеческий грех. Екатеринодарцы не стали надевать маски и перчатки. Они поступили по-другому. В самый разгар эпидемии – собрались вместе для всенародной молитвы. Молебен был совершен жарким летним днем 20 июля 1892 года, в день памяти Пророка Илии. Обращаясь в молитве к грозному, но справедливому Пророку, жители города пообещали построить в его честь храм, если эпидемия пойдет на убыль.
И случилось чудо. Болезнь, которая до этого была крайне агрессивна, вдруг стала ослабевать, а к осени и вовсе потеряла власть над местными жителями. Прошло несколько лет, екатеринодарцы исполнили свой обет, и в городе появилась новая церковь, освященная в честь святого Пророка Божия Илии.
Эта история символически изображена на фреске. Как и во всех сюжетных росписях в ней содержится несколько пластов. Если смотреть на роспись в целом, то сразу бросается в глаза фигура Пророка Илии, вырытый под фундамент котлован, и люди, из которых кто-то молится, кто-то оказывает кому-то помощь.
Если рассматривать иконографичечское полотно последовательно, снизу вверх, то обнаружится несколько пластов. В самом низу – смятение. Это иллюстрация падежа от моровой болезни, которая нещадно косила всех. Вон там вдали казак подхватывает умирающего парнишку. А чуть ближе женщины склоняются над болящими, пытаясь помочь и облегчить страдания, потчуют нехитрыми врачеваниями.
Немного выше над смятением иная картина. Слева изображен молящийся народ. Все указывает на то, что эти люди неравнодушны, они от всего сердца молятся Создателю. Руки их воздеты, лица устремлены вверх, к Небу. Посередине – котлован. Это уже фундамент будущего храма. По правую сторону от него собрание духовенства. Архиерей кадит основание церкви. Служится чин закладки камня будущей церкви.
Над всей этой картиной земной жизни, собранной из разных эпизодов – Пророк Илия. Он взирает сверху, и взгляд его, идущий из Вечности, в одно мгновение охватывает сразу все временные промежутки, которые запечатлены на фреске. Святой Пророк изображен в рост на золотом фоне, традиционно символизирующем блаженную Вечность в Небесном Царстве, которое наследуют любящие Бога и исполняющие Его волю. Фигура Пророка огромна. В одной руке святой держит маленькую церковь – точное подобие Свято-Ильинского храма. Другой – благословляет собравшийся внизу народ и, очевидно, строительство церкви. Округлое овальное облако выделяет образ Пророка на фоне неба и отделят его от земного мира.
Между молящимся народом и святым Ильей на белом полотне помещена надпись. Это вложенный в уста екатеринодарцев молитвенный вопль жителей города:
«Радуйся, Пророче Божий Илие, свирепыя волны морския и страшныя бури утишаяй, громами и молниями по воле Божией управляяй;
Радуйся, тлетворныя ветры и смертоносныя язвы, поражающия человеки же и скоты, укрощаяй! …»
Слова молитвы свидетельствуют о глубоком доверии казаков Богу и об их вере в то, что святому Пророку дана от Бога благодать своей молитвой останавливать поветрия, катаклизмы и прочие природные стихии. Эта вера небезосновательна. Подтверждение ей легко находится в Священном Писании. В 3-ей книге Царств, в 1 стихе 17 главы есть такие слова: «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: Жив Господь Бог Израиля, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову».
На иконографической композиции указана дата основания новой Свято-Ильинской церкви – день совершения первой Литургии. Фреска об основании Свято-Ильинского храма увековечила на церковных стенах важнейшее событие в его жизни. Роспись сохраняет в красках историческую память, что в контексте времени имеет непереоценимое значение.