«Истинный пост есть злых отчуждение»: в чем особенности первой седмицы Великого Поста, и почему она самая строгая

Великий Пост – время богослужений дивной красоты. Не потому что в эти дни поют какие-то особые неземные распевы. Нет. Это красота иного свойства – наполненностью внутренним содержанием. Уже с середины вечерни Прощеного воскресенья в храмах все становится по-иному. И облачения духовенства, и таинственный полумрак, и тихие светло-печальные постовые распевы.

Богослужения будних дней Великого Поста состоят из утрени, часов, изобразительных, вечерни и Великого повечерия. В среду и пятницу совершаются Литургии Преждосвященных Даров. Пение сведено к минимуму, большая часть богослужебных текстов прочитывается. Полные Литургии, с пресуществлением Святых Даров, совершаются только в субботу и воскресенье.

Собственно, это особенность всех седмиц Великого Поста. Но все же Первая имеет свои отличия. Богослужения первой седмицы самые продолжительные и самые строгие.

С понедельника по четверг первой седмицы на Великом повечерии прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского. Он назван так не только из-за обилия тропарей, хотя их количество действительно велико – 250. Канон Андрея Критского – это неоценимая сокровищница высоких духовных мыслей и покаянных чувств. Можно сказать, образец христианского богомыслия. Он изобилует богатством образности, аллюзий к Ветхому и Новому Завету. Святой Андрей был великолепным знатоком Священного Писания. Свое творение он писал, конечно, не ставив цель сложить шедевр для чтения в храмах. Это был живой сердечный разговор кающегося грешника – а именно таким ощущал себя преподобный Андрей – с Живым Богом, разговор с собственной душой для того, чтобы расположить ее к покаянию.

Канон разделен на четыре части, каждая имеет свои девять песен, включая вторую, которая в обычных канонах чаще всего опускается. Каждый тропарь предваряется запевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!», во время пения которого в идеале полагается земной поклон… Сейчас такая практика редко где распространена по снисхождению к человеческой немощи. Но поясные поклоны полагаются – смиряется тело, смиряется и душа.

И хотя не всем молящимся в храмах известны большинство ветхозаветных персонажей, о которых идет речь в каноне, общее его покаянное настроение способен прочувствовать каждый. Кульминацией этого настроения служит кондак, который поется после шестой песни канона: «Душе моя, востани, что спиши?». Чаще всего в этот момент и клир, и прихожане опускаются на колени и слушают простые, но пронзающие все человеческое существо слова о том, что каждое мгновенье неизменно приближает человека к дню его личной встречи со Христом, и подготовку к этой встрече лучше не откладывать на потом: «Душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог везде Сый и вся Исполняяй».

Весь канон, как и прочие богослужения Святой Четыредесятницы, как раз и служит такой подготовкой. Но если на каноне земные поклоны можно опустить, то совсем без них в Пост не обойтись.

Прежде всего поклоны совершаются при чтении покаянной молитвы Ефрема Сирина, о ней мы писали ранее. Четыре поклона земных и двенадцать поясных, всего – шестнадцать. Молитва Ефрема Сирина читается на всех богослужениях Великого Поста и конкретно первой седмицы: на утрене, на каждом часе, на изобразительных и на вечерне. Всего поклонов получается немало. Их значение и смысл все те же – греховное падение совершается не одной только душой, но всем человеческим составом. Соответственно должно происходить и восстановление.

Чтобы не оставить христиан без духовной подпитки, без Причастия, в среду и в пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары заготавливаются заранее, что ясно из самого названия этой службы. Она совершенно отлична от обычной Литургии и неповторимо своеобразна. Неожиданным образом выходит из вечерни, когда после чтения ветхозаветных отрывков из Священного Писания, певчие, стоя у алтаря, у открытых Царских врат, запевают великий прокимен «Да исправится молитва моя».

Это единственное наиболее «поющееся» богослужение будних дней Великого Поста. Хотя и здесь пения немного, но оно органично вписывается и дополняет покаянный строй великопостных служб. Невероятно красивая умилительная молитвенная служба, побывать на которой совершенно необходимо хотя бы один раз в посту. В 2025 году первая Литургия Преждеосвященных Даров состоится в среду 5 марта.

Одна из особенностей покаянных богослужений Великого Поста – чтение ветхозаветных паремий. Так называются отрывки из Священного Писания Ветхого Завета. С первого же дня на службах начинают читаться тексты из книги Бытия, пророка Исаии и притчи Соломона. Особенно важны в этом отношении чтения первых пяти дней первой седмицы, когда на вечерне прочитываются главы о Сотворении мира – неба и земли, растительного и животного мира, а затем и человека.

Это не просто прочтение, во время которого можно переключиться вниманием и подумать о чем-то своем. В этом чтении имеется глубокий смысл. Оно как бы возвращает человека в первозданное состояние, напоминает о той красоте и гармонии, в котором до грехопадения находился созданный Богом мир, о живой связи с Богом, которую имел человек, живя в Эдемском саду. Напоминает и о предназначении человека, выраженном в Божией заповеди – хранить и возделывать землю. Землю и этого чудесного сада, и своей души. Святые пишут, что тогда вся планета стала бы райским садом, а человек – богом по благодати. Адам и так обладал ведением от Бога, он был совершенным человеком, но совершенство это нужно было хранить, питать и приумножать… Вместо этого легким движением руки, а затем самооправданием и перекладыванием вины на другого была утеряна и эта блаженная святая жизнь, и чудная гармония, и непосредственное живое богообщение…

И познал Адам свою наготу… Именно познал. Понял, что просто увидеть и прикрыться недостаточно. Внешнем действием не прикрыть внутренней пустоты и отсутствия содержания. Недаром предшествующее Святой Четыредесятнице воскресенье носит название «Изгнания Адама из Рая». Святые отцы говорят, что Адамово покаяние состояло в том, что он сидел у врат Рая и рыдал, оплакивая свое нынешнее убожество, которое стало остро ощутимо сразу после потери Божественной благодати. Он помнил свое прежнее состояние, знал, что потерял. Это был искренний плач сердца.

Мы не помним и не знаем, потому и не имеем плача. Читаемые главы из книги Бытия хотя бы отчасти погружают молящихся в Божий мир первозданной чистоты и Света. Этот мир теперь предстоит вернуть. Предстоит приложить труды и поты, чтобы выкорчевать те «терния и волчцы», которые произрастают из почвы поврежденного грехом сердца, Причем труды большей частью внутренние, совершаемые во внутренней клети сердца, поскольку внешнее «прикрытие наготы» не спасает, оно лишь средство.

Этому и должен способствовать пост. Тоже не только внешний, но и внутренний, чему уделяется большое внимание в стихирах первой седмицы Святой Четыредесятницы: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне», «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть – злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный». Одновременно испрашивается у Бога помощь в прохождении поста, чтобы не прошло это драгоценное время в очередной раз впустую и бесплодно. Время, в которое есть шанс приблизиться к Богу, стать чуточку похожим на Него. А в будущем быть причастником того, чего «не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце, что приготовил Бог любящим Его».

Завершается сложная и строгая первая седмица праздниками. В субботу первой седмицы Церковь чтит память великомученика Феодора Тирона. Это переходящее празднование независимо от даты. Накануне в пятницу после вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров совершается молебен этому святому. В этот день верующие готовят коливо – блюдо из злаков с медом и фруктами, в память о том, как великомученик Феодор сохранил христиан от осквернения пищи идоложертвенной кровью.

Воскресенье первой седмицы носит название Торжество Православия. В храмах совершаются особые молебны. Изначально этот праздник был установлен в честь восстановления иконопочитания, но сегодня его значение гораздо глубже. В «Слове на Первую неделю Великого поста» святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает, что Православие это верность Евангелию и святоотеческой традиции. Православие это почитание Бога в Духе и Истине.

А еще Православие это религия обожения. Единственная вера, в которой возможно достижение максимального уподобления своему Творцу. И призван к этому каждый, без различий пола, возраста, социального статуса. Как сказано апостолом Павлом в послании к колоссянам: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного …, но все и во всем – Христос».

Первая седмица самая строгая и в пище и в богослужении. Она полагает начало, закладывает фундамент, задает тон, настраивает ум и дух постящегося на предстоящие сорок восемь дней самого главного христианского Поста. Дает уму и духу твердые опоры, чтобы шагать по этому пути твердо. Путь долгий? Это как посмотреть. Если видеть только ограничения, то, наверное, да. Но можно настроиться иначе – на более, чем полтора месяца величественных и трепетных дней светлого путешествия в глубины покаяния, очищения и преображения сердца, раскрытия его перед Богом в тихой молитве, и затем воскресения во Христе и со Христом.

Комментирование запрещено