Искусственный интеллект: «stop – опасно» или быстро и удобно?

Когда в 2003 году в кинопрокат вышел фильм «Терминатор 3. Восстание машин», российский зритель воспринимал его сюжет как фантастику, имеющую очень мало общего с реальностью. Прошли годы. За это время жизнь изменилась и продолжает изменяться настолько стремительно, что становится трудно отличить явь от продуктов фантазии человеческого ума. Сегодня уже никого не удивляют виртуальные помощники с человеческими именами. Они отвечают на телефонные звонки, консультируют. И не всегда сразу получается разобрать, с кем имеешь дело, с человеком или с машиной. Мир автоматизировался, роботизировался, и все это происходит с невероятной скоростью. Воистину, сказка ложь, да в ней намек.

Правда, машины пока не восстают, и даже наоборот, как будто проявляют дружелюбие. В какой-то мере, технологии существенно облегчают жизнь. То, на что раньше мог уйти не один день, сегодня решается в один клик. Быстро. А главное – удобно. Быстро и удобно…

Почивший в 2019 году архимандрит Ефрем Филофейский, он же Аризонский, ученик известного афонского старца Иосифа Исихаста, во время одного из последних посещений Афона произнес загадочные слова: «Отцы, я хочу вам сказать о двух вещах, которые разрушат Святую Гору. От этих двух вещей произойдет всякое зло. Хорошо запомните эти два слова. Как только вы начнете все чаще слышать их на Святой Горе, значит, время пришло. Эти слова звучат так: «быстро и удобно».

Сразу заметим, что старец Ефрем никогда не был замечен в том, что принято называть кликушеством. Опытный наставник, жизнью исполнивший Заповеди Евангелия, он с юности был приучен своим святым учителем обращать внимание не на следствие, а на причины. Подвижник произнес эту речь в то время, когда на Афоне начались масштабные стройки, и стал меняться сам дух Святой Горы. Слова были сказаны монахам, как находящимся на передовой духовной войны. Но они касаются и каждого христианина, поскольку вести брань с плотью, миром и врагом спасения призван каждый.

Согласно старцу Ефрему, в этих двух словах – «быстро» и «удобно» – выражено определенное потребительское отношение к жизни, соблазн получить что-то, прикладывая минимум усилий. А лучше – не прикладывая их вовсе. Этот соблазн в прямом смысле древний как мир. Именно перед ним не устояли первые люди – перед соблазном получить знания и стать такими как Бог. Только без Бога. И без труда. Поэтому эти два слова «быстро и удобно» становятся крепким фундаментом для построения рая. Только не Небесного, а земного, в котором Богу, как Вседержителю, управляющему миром, не будет места. Его вытеснят человеческая самоуверенность, с упоением конструирующая и использующая сверхчеловеческий искусственный разум.

Уже сейчас нейросети пишут дипломные работы, сценарии для сериалов, создают оригинальные изображения, видео, музыкальные произведения. Человек задает тему, и вскорости работа готова – минимум усилий, максимум результата. Быстро и удобно! Есть информация о том, что ИИ пишет даже проповеди. С точки зрения грамматики такой текст выверен безупречно: четкий, серьезный, без сентиментов, как говорится. Но и без сердечного тепла и участия, без духовной глубины и благодати. Холодный, одним словом.

Общение с Богом согрето «теплотою Духа», это слова из богослужебных текстов. И сам Бог, Творец мира – не холодный безликий Абсолют, а Живая Личность. И все, созданное Им – живое, одушевленное. Каждое Его творение носит на себе печать Божьей Любви, как сказал некто из святых. Свет, Теплота, Огонь, Любовь – это всё имена Бога. Бога, Который ради человека пошел на крестную смерть, и до сего дня «присно закалается, Освящаяй причащающияся», как поется в каноне к Причащению.

Технологическая сущность, названная искусственным интеллектом, не похожа на человека ни биологически, ни эмоционально, даже если и является тысячекратно умнее его. Это существо не имеет каких-либо моральных качеств и теплоты дать никак не может. Хотя и способно к коммуникации, вступает в общение и даже обладает такими признаками человеческой идентичности, как знания и речь. Его ответы интеллектуальны, вежливы, без оттенка эмоций. Оно не проявляет гнева, но при этом не имеет ни сопереживания, ни веры, ни любви, ни добродетелей. С такими творениями взаимопроникающих отношений не построить, в них царят утилитарность и практичность.

Интересна характеристика искусственного интеллекта, которую дал доктор философии Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, Университета им. Аристотеля в Салониках, митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай (Хадзинколау) в своей работе, посвященной биоэтическим и богословским проблемам в связи с новейшими технологиями: «Он (ИИ) обладает возможностями безошибочной работы, однако без гарантий безошибочности. Его знания не подчиняются его воле, поскольку он не имеет воли. Его сила и ценность, если таковые имеются, проистекают из его огромных возможностей, но не из его добродетелей. Рядом с человеком, созданным по образу Божию, появляется человеческая технологическая конструкция, лишенная свойств живого существа, но выражающая себя как гуманоид, как мыслящая логическая сверхмашина, лишенная красоты человеческой асимметрии».

Эта «технологическая конструкция», уже не просто становится рядом с человеком, она активно внедряется во все сферы общественной жизни, не переставая удивлять и обольщать человечество новыми возможностями и чудесами. Ну разве не впечатляет, например, что хирурги-роботы ассистируют докторам в серьезных операциях, а приложения на основе искусственного интеллекта активно используются при ведении беременности и помогают обеспечить раннюю диагностику возможных патологий у матери и ребенка? А самоуправляемый автомобиль на дороге?

Нейросети сегодня могут очень многое. Но! Если случатся какие-то неточности или, не дай Бог, возникнут сбои? Можно ли быть твердо уверенным в сущности, которая на основании каких-то своих алгоритмов сама принимает решения? И ответит ли кто за возможные ошибки или выход из-под контроля? А такая опасность есть, о ней говорят сами создатели искусственного интеллекта, отмечая, что «ввиду специфики нейросетей никто точно не знает, как именно они работают. А потому есть вероятность, что в попытках найти оптимальное решение поставленной задачи, ИИ может выйти из-под контроля, т.е. самостоятельно изменить некоторые параметры или убрать заложенные программистами ограничения на риски».

Т.е. даже создатели ИИ не всегда могут объяснить, почему алгоритм принял то или иное решение. Есть, над чем задуматься. Вспоминается, справедливое вопрошание апостола Павла: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» И по аналогии возникает вопрос: кто знает, что в искусственном интеллекте? И, исходя из того, что говорят о нем сами разработчики, напрашивается вывод – никто. Не руководится ИИ рассуждением, не освящается благодатью. Нет в нем жизни.

О том, что применение ИИ может быть сопряжено с рядом опасностей для человечества, говорят уже вовсю. Специалисты называют весьма серьезные пункты, на которые необходимо обратить внимание в связи с стремительным развитием технологий ИИ. Про угрозу конфиденциальности в данном случае, можно, наверное, даже не упоминать, эта проблема обозначена довольно давно. Но она только одна из многих. Есть большой риск, что в недалеком будущем тысячи людей могут остаться без рабочих мест, ведь если машина делает работу лучше человека, для чего работодателю держать в штате сотрудника? И те мальчики и девочки, которые сегодня на рекламных щитах «Города будущего» трепетно улыбаются рядом с роботами, вполне могут остаться в жизни не у дел, благодаря этим самым роботам.

И это не преувеличение и не запугивание. За примером можно обратиться к нашим восточным соседям. На сегодняшний день в Китае 70 процентов медиаконтента является продуктом генерации машинного разума. В «Объединенной Шанхайской Медиагруппе», одной из крупнейших китайских медиакорпораций с 300 мультиформатными каналами, сейчас трудятся около четырехсот авторов. В то время, как руками журналистов создается, в среднем, около восьмисот публикаций в день, ИИ за этот же срок производит до четырех тысяч новостей. Об этом рассказал на проходившем совсем недавно в Санкт-Петербурге Международном экономическом форуме технический директор этой группы Чжоу Е. Он откровенно признался, что лингвистические модели гораздо дешевле, чем люди, и этим надо пользоваться.

Недавно ученые из Массачусетского технологического института проводили исследование, выясняли, как ИИ влияет на мозг человека. В эксперименте участвовали 54 человека в возрасте от 18 до 39 лет. Их попросили написать несколько эссе: одну группу с помощью ChatGPT, другую – с помощью поисковой системы Google и третью без использования каких-либо средств. Выяснилось, что самая низкая активность мозга оказалась у тех, кто использовал GPT-чат. Авторы значительно сэкономили время, но при этом не смогли пересказать то, что написали несколько минут назад.

Это все лишь частности, а есть опасности более серьезные и глобальные. В феврале 2025 года в Нью-Йорке прошел второй ежегодный саммит по ИИ, который представил еще одну возможность убедиться, что в сознание мирового сообщества настойчиво внедряется мысль: человечество должно будет подчиниться искусственному интеллекту. Альтернативы не предлагается, только полное биологически-техническое слияние с ИИ. Люди, отказавшиеся сливаться с искусственным интеллектом, вскоре обнаружат, что им нет места в обществе. В этой всемирной гонке за «благами» искусственного интеллекта участвует не один десяток стран, завязывая, насколько возможно, все сферы жизни на ИИ.

Такое единодушное, как по мановению чьей-то руки, устремление всего мира к единой глобальной цели может свидетельствовать о том, что ИИ становится или давно стал очередной Вавилонской башней, через строительство которой упивающееся своей гордыней человечество снова пытается «сделать себе имя». Только теперь уже, как видим, гораздо успешнее, чем это было у древних предков. В моделировании новой реальности ясно прослеживается тенденция глобального преобразования мира и в этом отношении – желание превзойти Творца. Эта идея продвигается негласно, но очень активно. Человек, сам нуждающийся в Божией Мудрости и помощи, создает искусственного технологичного сверхчеловека, упивается и поклоняется делу своих рук. Разве это не тот же древний змий идолопоклонства вновь поднял свою главу, чтобы затмить собой Создателя? Цель жизни в данном случае полагается исключительно в земной горизонтальной плоскости, тем самым низводя человека до статуса биологического объекта. Перспектива обожения заменяется иллюзией самообожествления, И нужно быть начеку, чтобы не вовлечься в этот поток общей эйфории и не услышать от Господа: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть».

А ведь человек – творение Божественной Любви. Это не просто биологическая сущность, которой на земле отведено определенное количество лет. Это образ Божий, который по благодати удостаивается общения с Богом, а в перспективе должен стать Его подобием – такова цель человеческой жизни по Божиему замыслу. Слова Господа: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» показывают, какие великие возможности могут быть даны человеку в том случае, когда все силы его души устремлены к Богу и подчинены Ему. Такому человеку не нужны искусственные помощники, он просвещен Благодатью и обладает ведением, т.е. пониманием самой сути вещей. Таким был первый человек в Эдеме, такими стали по благодати все святые. Таким призван стать каждый.

Комментирование запрещено