В дни строгого Богородичного поста хотелось бы поразмышлять о евангельском сокровище. В Нагорной проповеди Господь говорит, что сердце человека всегда будет там, где его сокровище, где находится то, что ему по-настоящему дорого. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Как же определить, где наше сокровище?
Нам, верующим христианам, на первый взгляд кажется, что на Небе. И действительно в свое время каждому из нас открылась красота и истинность православной веры, каждый усвоил для себя истину о крестной жертве Спасителя. Теперь мы ходим в храм, читаем утреннее и вечернее молитвенное правило, в посты воздерживаемся от скоромной пищи, каждое воскресенье жертвенно лишаем себя нескольких часов сна ради Литургии, регулярно приступаем к исповеди и Причастию, отправляем детей в их единственный выходной день в воскресную школу. А насчет богатства, и вовсе мало кто из современных христиан имеет на земле какие-то несметные сокровища. Хорошо, если хватает на более-менее достойную жизнь и на воспитание детей. Однако многие ли из нас положа руку на сердце могут сказать, что их сокровище на Небе? А если нет, то почему? Какие признаки должны определять местоположение нашего истинного сокровища? И что нужно делать, чтобы оно поменяло дислокацию и перебазировалось Горе?
В Писании сердце выступает синонимом помыслов. А помыслы человека всегда вращаются вокруг того, что для него имеет первостепенную ценность. Христианский писатель и переводчик, преподобный Иероним Стридонский пишет: «Это нужно относить не только к деньгам, но и ко всем вообще страстям или имуществам. Для любящего поесть богом служит его чрево, он имеет сердце там, где и сокровище. Сокровище любящего роскошь человека суть изысканные блюда; для ленивого – забавные игры, для иного – похоть. Всякий находится в рабстве того, что одерживает над ним победу».
Преподобный Максим Исповедник дает более тонкое уточнение: «Когда приметишь, что ум твой с услаждением занимается предметами вещественными, и любезно пребывает в помышлениях о них, то знай, что ты любишь их более, нежели Бога. Ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, глаголет Господь».
Но это древние отцы. А что же говорят более близкие к нам по времени святые? Если обратиться к наследию святителя Игнатия (Брянчанинова), то можно прочитать следующее: «Чтобы стяжать любовь к предметам духовным, должно отречься от любви к предметам земным; чтобы полюбить отечество, необходимо отказаться от болезненной любви к стране изгнания». Страной изгнания в данном случае он называет все ту же мысленную территорию дольних земных интересов.
«Сердце всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит, к чему привязано, – пишет современник святителя Игнатия епископ Михаил (Лузин). – В чем человек поставляет высшее благо, к тому и лежит сердце его. Итак, чтобы истинно направить стремления сердца, необходимо, чтобы предмет его стремлений был истинен, свят и чист. Сокровища небесные – добродетели; вот к чему должно быть привязано сердце христианина».
Сегодня, пожалуй, как никогда ранее Христос вытеснен из человеческих сердец суетливостью, многопопечительностью, огромным количеством нескончаемых мелких дел, которые непременно нужно успеть сделать, и которые незаметно стали для людей смыслом и целью жизни. Так происходит не только у тех, кто далек от Церкви. У современных христиан дела в этом отношении не намного лучше, а возможно, и совсем не лучше. Кипучая деятельность приводит к тому, что подумать о своем наличном состоянии, о Вечности, или даже просто – подумать, бывает некогда. Так и сводится постепенно христианская жизнь к исполнению определенных внешних действий. Возможно ли в этом случае говорить о том, что наше сокровище на Небесах?
Только для возлюбивших Бога всем сердцем, всей душой и разумением сокровищем становится Сам Христос – Спаситель и Искупитель. Благодарное сердце не может не откликнуться на Его Жертвенный Подвиг. Такие люди соблюдают заповеди и творят добрые дела не для исполнения евангельской буквы, хотя и это должно иметь место на первых порах, но по велению сердца, ради того, чтобы делом выразить свою любовь к Создателю. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»…
Но как обрести это сокровище? Как перенастроить свое сердце на небесную любовь? Те, кто прочитали Новый Завет жизнью и усвоили себе его дух, советуют в первую очередь изучать Евангелие. Вдумчиво. Вникая. Не просто одну главу или одно зачало в день. Ум должен плавать в Священном Писании, наставляли святые.
Подвижники сегодняшних дней, в частности, последователи глинских старцев советуют обратить внимание на полную внутреннюю обращенность ума и сердца христианина к Богу. Что это значит? Во всех обстоятельствах, недоумениях, в каждом, даже малозначимом деле, обращаться к Нему с искренней молитвой, искать исполнения Его Святой воли, а значит, исполнения законов мироздания. И не только в обстоятельствах. Можно каждое мгновение вспоминать о том, что пока не получается реализовать в духовной жизни, или даже о том, что исполнять пока совсем не хочется, и мысленно просить Бога о помощи. И «… Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Это Божье обетование.
Даже суету можно обратить на пользу. Например, святитель Феофан Затворник в своих письмах советует делать земные дела для Бога, с Небесной целью. Такие дела в очах Божиих приобретают небесную цену. Как это исполнить? С молитвой о помощи и добрым внутренним расположением, помня: «Без Меня не можете делать ничего». Дела, совершающиеся с молитвой, лишены суеты, и сохраняется мирный дух. Хранению внутреннего мира святые вообще придавали очень большое значение – Святой Дух почивает только в мирной душе. А для этого необходимо быть внимательным к себе, не только к словам и поступкам, но и к движениям сердца, к мыслям, они – фундамент поведения человека. Несоответствие их кроткому евангельскому духу, падения, которые случаются на каждом шагу, требует лечения покаянием.
Есть много святоотеческих советов, всего сразу не перечислить. Все это вместе святые отцы называют хранением памяти Божией. С хранением памяти Божией приобретается живое Богообщение, и так, постепенно обретается Небесное сокровище. Оно обретается не только в тишине монастырей и уединенных скитов, но и, в свою меру, в шуме мегаполисов, в городских квартирах. И тогда ничем не примечательные серые будни наполняются богатым внутренним смыслом – полнокровной жизнью, в которой выковывается новый, сокровенный сердца человек.