Дресс-код длиной в жизнь?

Внешний вид – визитная карточка человека. Одежда может рассказать о человеке, конечно, не все, но многое. Например, сообщить о его социальном статусе и, возможно, занимаемой должности. Может поведать о вкусах и предпочтениях ее обладателя, о нраве и даже о том, что для человека является по-настоящему ценным. Словом, по старой поговорке – по одежке встречают.

Не нами придумана эта мудрость, которая, безусловно, имеет под собой основание. Внешним видом представители определенных субкультур будут отличаться от любителей классики, священнослужители от полицейских и так далее, список можно продолжать долго. Каждый в своей одежде выглядит органично и соответственно своему статусу. Или наоборот, нелепо, если на лицо явное несоответствие. Например, сморщенная старушка, одетая в яркую молодежную одежду. Такое иногда бывает. Но вызывает лишь сожаление и сострадание. Внешний вид не соответствует.

В последние годы на улицах России появилось много мусульман. Не будем сейчас говорить о том, хорошо это или нет. Их женщин видно издалека. По внешнему виду. А у православных христиан есть ли  какие-нибудь требования к одежде? Вопрос сложный и способен сразу вызвать полемику. Кто-то вспомнит, что Христос в Евангелии об одежде ничего не говорил, зато хлестко обличал фарисеев, «комара оцеживающих, верблюдов же поглощающих». Кто-то ответит, что христианство, прежде всего, о внутреннем человеке и процитирует, что Царствие Небесное внутрь нас есть, а все внешнее не имеет значения.

В самом деле, имеет или нет? И стоит ли об этом думать? Действительно ли достаточно только внутреннего наполнения? То, что содержание важнее формы, это безусловно. Когда за яркой оберткой оказывается невкусная конфета, за красивой обложкой неинтересная книга, мы с разочарованием констатируем несоответствие формы содержанию. Но совсем без формы содержания все же не бывает. И можно опять-таки вспомнить не одну профессию, которая связана с ношением формы. Подобно иногда и некоторые христиане имеют специальную одежду, которую надевают только в храм.

Но врач, покидая рабочее место, перестает быть врачом. За пределами клиники у него своя жизнь. Да, он может оказать помощь, если на улице кому-то вдруг станет плохо, но в целом за пределами клиники он своих врачебных обязанностей не исполняет. А христианин за пределами храма, следуя этой логике, тоже перестает быть христианином?

«Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в Славу Божию», «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии», пишет апостол Павел в своих посланиях. Кто-то может возразить, разве речь здесь идет об одежде? Конкретно о ней – нет. Здесь речь о гораздо более важном, глубоком и существенном. Всё делайте в Славу Божию. Это очень серьезное требование, и говорит оно о том, что в каждом действии, в каждом слове или в молчании, а наиболее во внешнем виде христианина должен прославляться Христос. Ключевое здесь именно – «всё делайте в Славу Божию». Об этом же и другой стих: «Прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших». Не только в душах, но и в телах, ведь человек существо трехсоставное, имеет тело, душу и дух. И прославлять своего Создателя должен всем своим составом. И свидетельствовать о Христе всей своей жизнью. В этом проявляется или должна проявляться его цельность, тот самый дух целомудрия, который совсем недавно Великим Постом мы испрашивали у Бога, и который был утрачен после грехопадения.

Первые люди были всецело обращены к Богу, Источнику Жизни. По словам отцов Церкви, одеянием людей в Раю была Божия Благодать. Они были облечены в нее, благодать окружала их ярким искрящимся светом, наподобие солнца. Первые люди были красивы лучезарной красотой. Именно по этой причине из всех творений и созданий в Эдеме самым прекрасным был человек – образ Божий, и сияющий по Его Образу. Грехопадение отсекло этот источник жизни, свет угас. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги», – так скорбно закончилось желание первых людей стать такими как Бог, но без Бога. Только тогда и возникла необходимость в одежде. И назначение ее было одно – прикрытие наготы, жалкой и беспомощной.

Господь сделал первым людям кожаные ризы, говорит Священное Писание. Ради прикрытия человеческой наготы понадобилось пролить кровь животного, грех породил смерть…

Со временем все более забывающее Бога человечество стало полагать в одежде удовольствие и роскошь. Появилась индустрия моды, навязывающая свои стандарты, цель которых почти всегда одна – привлечь внимание противоположного пола, разбудить, разжечь страсть. Чем соблазнительнее, тем лучше – таким был вначале негласный, а теперь уже очень даже гласный лозунг моды.

Но не только это. Современная одежда диктует человеку определенный образ. А вместе с образом обладатель одежды проникается ее духом. Будет ли образ уверенной в себе эмансипированной женщины в деловом брючном костюме способствовать созиданию «сокровенного сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа»? А именно так описывает апостол Петр идеал женской красоты.

То, что одежда и внутреннее самоощущение взаимопроникаемы, доказано исследованиями. Об этом есть немало информации, которую при желании легко найти. Есть и примеры непосредственно из жизни. Одна женщина рассказывала, как будучи молоденькой девушкой приехала на несколько дней в женский монастырь помолиться и потрудиться. Однажды ей стало любопытно, и она попросила благословения примерить монашеское облачение. На удивление, ее благословили. И когда она надела подрясник и апостольник, то вдруг, по ее словам, ощутила себя совсем иным человеком, почувствовала себя более ответственной за свое поведение, за свои слова, даже за жесты. Изменились даже осанка и походка, вспоминала паломница.

Это реальный случай, происшедший несколько лет назад. Тогда благочестивая одежда на несколько мгновений сделала человека более серьезным, собранным и сосредоточенным. Но чаще бывает наоборот. Дух ищет формы, а форма образует дух. То, что в одежде сначала кажется просто удобным и малозначительным, впоследствии может крепко затянуть душу в омут мирского духа. Апостол Иаков недвусмысленно предупреждает: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». А следствие этой вражды, по словам святого Августина Аврелия, может дойти и до того, что становится возможным «даже Единородного Сына Божия не пощадить», как это произошло более двух тысяч лет назад.

Конечно, не одежда делает человека христианином. На первом месте по значимости для него всегда будут внимание к себе, очищение сердца и борьба со страстями. Но вести войну ему все-таки приходится по двум фронтам – по внутреннему и по внешнему, именно потому что без одного невозможно в полной мере и другое. Верный в малом и во многом верен.

Через веру и внешний вид христиане открывают свою идентичность. И вопрос о том, какая одежда допустима в храме, а какая вне его стен, ставится, чаще всего, от неверного понимания сути духовной жизни. Невозможно быть христианином только в храме или у домашнего иконостаса при исполнении домашнего молитвенного правила, и «обычным человеком» во все остальное время. Жизнь не разделяется на духовную и некую обычную «просто жизнь». Христианин предстоит или, по крайней мере, должен стремиться к тому, чтобы предстоять перед Богом каждые сутки, каждое мгновение. Он служит Богу 24 часа 7 дней в неделю. И его внешний вид не может не соответствовать его полу, возрасту и христианскому самосознанию, т.е. духу. Это совершенно не означает, что нужно выглядеть серо и уныло, как поначалу рисует воображение. Совсем наоборот. Только подлинная вера, а не просто «хождение в храм» предполагает личные отношения человека с Богом. И эти отношения всегда рождают в сердце радость, которая полагает отблеск на весь облик человека. И тогда он становится красив иной, богоподобной красотой, хоть отчасти похожей на ту, которая была у прародителей в Эдеме. И во всем его внешнем виде уже прославляется не сам человек, но его Создатель Бог.

Комментирование запрещено