Делатель покаяния: святитель Игнатий (Брянчанинов)

В истории христианства на Северном Кавказе и, в частности, на Кубани особенно выделяется имя одного очень известного святого. Оно сияет благодатным светом особого Божьего избранничества среди плеяды всех подвизавшихся на кавказской земле и во всей России. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Кавказскую епархию, в которую тогда входила и Кубань, епископ Игнатий возглавлял около четырех лет. Кубанские приходы были под его святительским омофором с 1857 по 1861 годы. С недавних пор святитель Игнатий почитается в лике святых Кубанской митрополии.

13 мая по новому стилю Церковь совершает память святителя Игнатия. Проповедник покаяния и молитвы, подвижник, ревнитель строгой аскетической традиции, духовный писатель. Его называют одним из учителей Русской Церкви.

Категоричный с самой юности, о своем решении оставить мир и идти в монастырь он заявил так: «Остаться в мире и желать спастись – это все равно, что стоять в огне и желать не сгореть». У него были причины желать монашества. К молитве и созерцательной жизни Дмитрия, так звали святителя в миру, тянуло с детства. В своих воспоминаниях он писал, что когда подрос, в его уме и мыслях вдруг возвеяла особая благодатная тишина. Но тогда подросток не понял, что значит это состояние и полагал, что так бывает со всеми.

Будущий святой происходил из знатного дворянского рода. Положение в обществе, хорошее воспитание и образование, а также Богом данные таланты, которых было немало, открывали перед молодым человеком блестящие перспективы карьерного роста, и одно время мир чуть не затянул в свои цепкие объятия Божьего избранника. Но ему повезло – полному вовлечению в светские круги помешало чувство внутренней пустоты этой внешне яркой жизни. Позже он вспоминал, как шел по улицам Петербурга, где учился в военно-инженерном училище, и по щекам его текли слезы. Он ощутил внутреннюю раздвоенность, разломленность. Отдать себя миру, оставив в душе лишь маленький уголок для Бога – такая перспектива никак  не устраивала юношу. Стало ясно: Бога нельзя любить на 50 или даже на 98 процентов. Богу, как Создателю, Спасителю и  Искупителю нужно отдать всего себя без остатка.

Так категорично и была поставлена цель – искать только Бога и общения с Ним. Этой цели он подчинил всю жизнь. Ради этого мог расстаться даже с духовным наставником, если видел, что общение с ним не приносит должных духовных плодов. История о том, как целый год он провел в послушании у великого Оптинского старца Льва и затем ушел, наверное, довольно известна. Верным ли было тогда его решение, сказать трудно, но одно несомненно – оно было продиктовано искренним желанием найти Бога в своем сердце и принято после усиленной молитвы. Этот факт говорит о том, что Господь каждого человека ведет своим, индивидуальным путем, соответствующим его устроению. И потому даже великий наставник в некоторых исключительных случаях не может дать человеку того, в чем именно нуждается его душа в данный момент.

Эту категоричность святитель Игнатий пронес до конца своей жизни. Она определила основное направление его проповеди, как устной, так и письменной. А письменное наследие после него осталось немалое. На его счету бесчисленное множество духовных произведений, в которых он раскрывает суть христианской жизни. Его творения иногда называют пессимистичными, как и самого святителя. Но это, конечно, не так. Основная мысль всех его трудов – осознание реального положения вещей: человек отпал от общения со своим Творцом. Возвращение возможно только через покаяние и обращение к Богу за помощью.

Мало просто читать Евангелие, считал святой. Его нужно понимать. Понимать всем своим существом, всем сердцем. Мысль вполне верная. Но как это сделать? Святитель советовал для этого обращаться к тем, чья жизнь стала воплощенным Евангелием. А это, прежде всего, отцы-аскеты. Например, те, чьи сочинения вошли в «Добротолюбие». Евангелие нужно читать через призму святых отцов – такова позиция святителя Игнатия. Потому и все произведения, которые принадлежат его перу, по сути, являются переложением святоотеческой мысли для современного ему читателя.

Святой писал свои произведения, всегда оставаясь настоятелем монастыря и, позже, архиереем. Он был хорошо знаком с нравами и обычаями российского светского общества своего времени. Знал и внутреннее состояние современного ему монашества. Точнее, его упадок. Христиане не знают христианства, сетовал святитель Игнатий, видя уклонение во внешнюю обрядовость при почти полном забвении внутренней сути.

Исходя из реалий того времени святитель Игнатий на первое место ставил внутренний подвиг, как предпочтительный во всех отношениях. Покаяние – это изменение ума, перемена в образе мыслей, чувств и желаний. Внешнее делание должно только способствовать внутреннему и быть наполнено внутренним содержанием. В этом вопросе он, по-прежнему, не изменяет себе, так же категоричен – одна внешняя деятельность, даже если это исполнение добродетелей не способна изменить внутренней сущности человека, утверждает святой. И идет еще дальше – те, кто довольствуются внешней стороной исполнения заповедей, лишают себя возможности христианского совершенства. Он писал: «Удовлетворяясь своим состоянием и признавая себя, по причине своего наружного поведения, восшедшими на верх духовного жительства, они не только не могут иметь смирения и сердечного сокрушения, но и впадают в самомнение, в превозношение, в самообольщение, в прелесть, уже никогда не заботятся об истинном преуспеянии».

В чем же, по мысли святого, должно выражаться это истинное преуспеяние? В личном соединении с Богом. Как? Через постоянную сердечную покаянную молитву.

«Нам заповедано непрестанное покаяние до конца наших дней жизни, – писал святитель. – Покаянное воздыхание да следует за воздыханием как звенья в цепи. И так проводите дни, месяцы и годы. Предметом рассматривания вашего да будут немощи ваши… Ежеминутно могут на вас восстать и страсти собственные, и духи лукавые, жаждущие погибели всем, и что вам, как немощнейшему непрестанно надо вопить ко Господу: «Помилуй мя, яко немощен есмь!»

Такой живой связи с Богом никогда нельзя терять, считал святитель Игнатий. Непрестанной покаянной молитвой он советует повергать себя не в уныние и отчаяние, как может показаться неопытному взгляду, а в пучину милосердия Божия. Об этом бесконечном милосердии Творца, Который ради спасения человека пошел на крестную смерть, нужно помнить всегда, напоминал святой.

Свято-Ильинский храм один из немногих в Краснодаре, где есть икона святителя Игнатия. Большой образ в киоте располагается прямо у входа в храм с правой стороны. Здесь к святителю можно обратиться за помощью в разрешении своих недоумений, которые неизбежно возникают на духовном пути.

В тропаре святитель Игнатий назван делателем покаяния и молитвы. И испрашивается этот дар каждому, кто к нему обращается за молитвенной помощью. Это то, чего большинству из нас сегодня действительно не хватает. Не хватает понимания того, что такое покаяние, как оно должно происходить, и какие дивные плоды от него рождаются. И, возможно, в хорошем смысле не хватает той живой категоричности, серьезной решимости, которые были у святителя. Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!

 

 

Комментирование запрещено