20 октября в нашем храме начинается чтение лекций по истории Русской Православной Церкви и истории церковного изобразительного искусства России. Эти две темы неразрывно связаны, поэтому в один день слушатели будут знакомиться с двумя лекциями, которые посвящены одному временному периоду, но разным аспектам: событийной истории и изобразительной культуре. С историей Русской православной церкви познакомит штатный дьякон храма Ильи-Пророка Дмитрий Тимофеюк, об истории изобразительного искусства расскажет искусствовед, иконописец Наталья Евгеньевна Селюнина.
Чтения будут проходить в зале собраний, после воскресного богослужения в 11:30, две лекции по 40-45 мин.
Темы бесед по истории Русской Церкви.
- Христианство на Руси до князя Владимира. Предание о посещении ап. Андреем Киевских гор. Поход Аскольда и Дира и Фотиево крещение. Взаимоотношения языческой Руси с христианской Византией. Князь Владимир и его политика в области централизации славянского язычества. Выбор веры кн. Владимиром. Крещение Руси и распространение христианства.
- Расцвет древнерусского государства в домонгольский период. Правление Ярослава Мудрого. Отношения Руси с Византией. Духовное просвещение при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион Киевский. Распространение христианства на территории Руси. Первые русские святые: благоверные князья Борис и Глеб.
- Феодальная раздробленность на Руси. Нашествие татаро-монголов. Отношение монголов к христианству до принятия ислама и после. Русские мученики за Христа в монгольский период. Случаи христианизации монголов. Перенос митрополии во Владимир. Владимирский собор 1274 г. Образование Галицкой митрополии.
- Важнейшие деятели монгольского периода: митрополиты Петр, Феогност и Алексий. Становление Московского княжества и перенос митрополии в Москву. Ересь стригольников в Новгороде и во Пскове. Православие в Литовской Руси.
- Прп. Сергий Радонежский и расцвет монашества в XIV веке. Образование монастырей на севере Руси. Благоверный князь Димитрий Донской и его политика в деле укрепления Московского княжества. Куликовская битва. Монастырское землевладение в монгольский период.
Темы по истории изобразительного искусства церкви.
- Введение. Домонгольский период. Икона – это один из богословских языков Церкви, через который она исповедует свою веру. Икона образ Боговоплощения и окно к первоисточнику. Граница видимого и невидимого – сложность восприятия. Как читать икону. Канон – совокупность норм и правил: символика цвета; пространство и время в иконе; мимика и жест. Принцип свитка. Иконы 12 века: Богоматерь Владимирская, Знамение, Боголюбская, Спас нерукотворный, Спас Эммануил с ангелами, Ангел златые власы – иконографии и типология. Архитектура – преодоление материи. Идея крестовокупольного храма – София киевская. Мозаики. Храм Покрова на Нерли. Дмитриевский во Владимире. Старая Ладога.
- Архитектура и иконопись Новгорода. Алекса Петров. Краснофонные иконы. Житийные иконы – как читать. Иконы Святого Георгия, Николы, святых Бориса и Глеба. Апостолы Петр и Павел. Как мы узнаем святых – лицевые и иконописные подлинники. Богоматерь Оранта Великая Панагия, Толгская, Белозерская, Свенская-Печерская. Разнообразие поисков и подходов. Спас Ярое око. Устюжское Благовещение. Успение – иконография.
- Архитектура и икона Пскова. Мирожский монастырь. Особенности иконы – драматизм цвета и жеста, деисус в композиции. Илья пророк в пустыне с житием и деисусом. Богоматерь Одигитрия, Успение. Красные фоны и нимбы.
- Феофан Грек – философ и иконописец. Росписи Новгорода. Иконы. Учение о Фаворском свете. Донская Богородица , Успение, Преображение
- Искусство эпохи Сергия Радонежского. Андрей Рублев. Практика «умной молитвы» в иконописи. Фрески во Владимире, иконы. Образ Троицы. Успенский собор в Звенигороде. Андроников монастырь.