Ежегодно 19 августа по новому стилю Церковь празднует Преображение Господне. Это евангельское событие известно и отражено у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Они повествуют, как незадолго до крестных страданий, Господь взял из всей плеяды Своих учеников троих – Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними. «И просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», – описывает Преображение евангелист Матфей. А апостол Марк уточняет, что одежды Господа стали такими белыми, «как на земле белильщик не может выбелить».
Отцы Церкви единодушны в толкованиях – на горе Фавор Христос открыл ученикам Свою Божественную Сущность. Это засвидетельствовал глас из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». Преображение Церковь постановила праздновать за сорок дней до Воздвижения Креста Господня. В храмах в этот день проходят торжественные службы. «Христос преобразися пред ученики!» – радостно поет хор. Праздник действительно кажется особенно радостным, люди приходят в храмы, приносят для освящения фрукты.
И здесь возникают логичные вопросы: какое отношение Преображение имеет лично к нам, кроме дани памяти евангельской истории? Разве Божество Христа проявилось только на Фаворе? А в исцелениях больных или в воскрешении мертвых? Разве в этих деяниях не видна явно Его Божественная природа? Но мы не празднуем эти события. Почему же именно Преображение заслуживает столь пристального внимания? Что изменилось бы в жизни человечества, если бы не случилось этого события? Или всего лишь не освящали бы виноград и другие плоды?
Этими вопросами христиане озадачивались и раньше. Те, кто сейчас в лике святых, глубоко изучили тему Преображения и опытно прошли ее жизнью. И теперь дают четкие ответы, которые заслуживают доверия.
Преподобный Иоанн Дамаскин в «Избранных творениях» говорит: «Преображаясь, Христос не приобретает ничего сверх того, чем Он был, и не меняется в то, чем Он не был, но являет Своим ученикам то, чем Он был, отверзая очи их и делая из слепцов зрячими, Сам оставаясь в точности таким, как прежде…» И оказывается уже, что мы празднуем не столько Господне, сколько собственное преображение, преображение греховной человеческой природы Божией силой, Божией благодатью, теми несотворенными Божественными энергиями, которыми блистало Его Божество. Оно блистало всегда, с первого дня Его земной жизни, но заземленному взгляду Его современников не дано было видеть этот Свет. Они просто оказались бы неспособными его вынести. Савл, будущий апостол Павел, встретившись на пути в Дамаск с Христовым Светом – а это был тот самый Нетварный Фаворский Свет – попросту потерял зрение от ослепительного сияния.
И Христос высоко, на горе, осторожно приоткрывает Своим ученикам этот Свет. У святителя Василия Великого есть удивительно точное сравнение. Он пишет: «Как некий свет сквозь стеклянные пластины, то есть, сквозь человеческое Тело Господа, просияла Его Божественная сила, озарив тех, у кого очищены сердечные очи». Господь озаряет учеников этим Светом для того, чтобы они стали способными увидеть Божье, чтобы преобразились внутри. Не Господь стал другим – другими стали апостолы, преображенными, обоженными. И только в таком состоянии они смогли увидеть Божественность Христа. Подобное зрит подобное – Божество невозможно увидеть чувственными очами, Бог открывается в Духе.
Постигнув этот опыт практикой глубокой внутренней жизни, святые по праву уделяют событию Преображения центральное место в христианстве. Оно – ключевое, оно – его глубинная суть, его соль, о которой говорил Господь. Суть Преображения очень точно, кратко и емко обозначил святитель Афанасий Александрийский: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Чтобы, начав с младенческих шагов на пути к Богу, человек постепенно становился похожими на Него, преображаясь из невежественного в разумеющего, из погибающего в спасенного, из обывателя в святого и обоженного.
Преображение открывает каждому человеку личный смысл жизни, указывает цель и путь, ведущий к цели, показывает идеал. Смысл – в преображении своей души. Путь – умное восхождение на мысленный Фавор вместе со Христом. Идеал – личное обожение. Недостижимо, махнет кто-нибудь рукой. Но святость – не просто цель христианской жизни. Согласно христианскому учению, святость – это естественное состояние человека, святыми были задуманы и сотворены Богом первые люди. Неестественным для человека считается состояние грехопадения, с которым свыклась большая часть человечества.
На Фаворе Господь подарил человечеству возможность вернуть свое прежнее естественное состояние святости, стать похожим на своего Небесного Отца, войти в непреходящую радость общения с Ним, Источником жизни. Дело только за человеком. За каждым. Кто хочет, тот берет подарок. Такими людьми полны святцы. На таких и сейчас держится мир. Все, что нужно – человеческое желание и усердие, труды по обретению благодати. Да, будет нелегко, придется что-то потерпеть, в чем-то ущемить свое «я». Но, во-первых, иго Господне благо, а во-вторых, и цель того стоит – стать богом по благодати. А положить начало удобно в дни Успенского поста, в который совершается празднество Преображения Господня.