Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова молитвенно чтится дважды в год – 22 мая по новому стилю и 9 октября. И каждый раз рядом с днями его памяти соседствуют другие очень почитаемые святые. Весной – святитель Николай Чудотворец, осенью – преподобный Сергий Радонежский. Их памяти отмечаются Церковью торжественно, службы совершаются по чину великого праздника, в храмах много прихожан. Это объяснимо. Например, к святителю Николаю почти у каждого есть маленькие или не очень просьбы, которые, как кажется, святой должен исполнить, если прийти к нему на службу.
Несомненно, и святитель Николай, и преподобный Сергий быстро откликаются на молитву тех, кто к ним обращается, помогают, укрепляя нашу веру. Но почему в дни памяти одного из двенадцати апостолов, евангелиста, любимого ученика Спасителя, наши храмы почти пусты? Ведь Иоанн Богослов нисколько не меньше других святых. Более того, из всего бесчисленного сонма святых только трое сподобились получить от Церкви статус богослова. В их числе апостол Иоанн Богослов – единственный из всех учеников Христовых. Называться так он сподобился не за окончание духовной семинарии, а за чистоту и высоту жизни, за то, что еще в юности увидел очами сердца то, чего другие так и не смогли разглядеть – увидел в Человеке Иисусе Бога.
Иоанн Богослов был самым младшим учеником Христа, но несмотря на это, наиболее исполненным благодати Святого Духа. В Евангелии он сам себя нередко называет любимым учеником Христа. Как это понимать? Разве остальных Своих учеников Господь не любил? Конечно, любил. Всех. Даже Иуду… Просто, в первую очередь, Иоанн сам любил Господа сильнее, чем другие. Как только он узнал в Христе Бога, ему непреодолимо захотелось стать учеником Божественного Учителя, исполнить Его Божественную волю.
И Господь ответил на это юношеское горение сердца, которое с тех пор никогда уже не угасало. Став апостолом Иоанн уже никуда не отлучался от своего Учителя. Молодой ученик Христов присутствовал при всех самых значимых евангельских событиях: при всех исцелениях, при воскрешении дочери Иаира, во время Преображения Господня на горе Фавор. Иоанн был рядом со своим Господом в последние часы Его земной жизни – следовал за Ним по пути из Гефсиманского сада к первосвященнику, и был единственным из апостолов, кто оставался с Господом во время Его распятия. Именно в лице молодого Иоанна Спаситель усыновил Своей Матери все человечество. «Жено, се сын Твой», – указал Пресвятой Деве на Иоанна Господь с креста.
Святой апостол Иоанн Богослов оставил нам Евангелие. Оно разительно отличается от трех остальных синоптических Евангелий – и по стилю изложения, и по глубине содержания. Написанное гораздо позже, Евангелие от Иоанна значительно дополняет предыдущие. Но дело даже не в этом. Именно это Евангелие, начинающееся стихом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», оказало большое влияние на решения Вселенских Соборов, где рассматривался вопрос о соединении во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Эти два естества присутствуют в Нем «неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно». Для нас это непонятно и принимается верой. Апостол Иоанн знал это духом. И это знание, точнее – ведение, побудило его, в те годы уже почтенного старца, взяться за написание еще одного Евангелия, когда остальные были уже написаны: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».
Именно Евангелие от Иоанна открывает человечеству тайну о таких важнейших таинствах Церкви, как Крещение и Причащение. О первом он пишет словами Спасителя, как о рождении от воды и Духа, о последнем – как о Хлебе Жизни.
Иоанн Богослов единственный из своих собратьев стал тайнозрителем последних судеб Церкви и мира, символически описав их в пророческой Книге Нового Завета – Откровении. И он же ключевой темой своей письменной проповеди определяет любовь. То, что любовь – главное свойство Бога, открыл миру апостол Иоанн. «Бог есть Любовь», – пишет он в своем послании. Но не та приторно-слащавая псевдолюбовь, которая потакает человеческим страстям. Любовь Божья – цельная, неизменная, бескомпромиссная. Она способна и обличить, если нужно. Любовь Божья – любовь спасающая, ищущая пользы не себе, но ближнему. Такова мысль апостола, которую он донес до своих духовных учеников и потомков. «Пребывающий в любви пребывает в Боге».
Все апостольские послания проникнуты евангельским духом. В каждом можно почерпнуть для себя великую пользу. Но все же никто другой из ближайших учеников Христа не смог в такой полноте раскрыть человечеству понятие о Боге. И тот факт, что в дни его памяти храмы не наполнены людьми, наверное, говорит о многом. И прежде всего, о печальном духовном состоянии современных христиан, когда потребность в Живом Боге незаметно вытесняется сиюминутной потребностью получить просимое от Бога.