Русская идея: Борис и Глеб

И снова к вопросу о русской идее. Совсем недавно мы праздновали день
Крещения Руси, вспоминали о том, что в 988 году князь Владимир выбрал
для своего народа особый путь – путь к достижению Богоподобия и святости.
И все же первым русским святым стал не он. И даже не его бабка
равноапостольная княгиня Ольга.

Первые русские святые появились через 27 лет после того, как князь
Владимир крестил Русь. Ими стали его младшие сыновья – Борис и Глеб.
Они не были исихастами, делателями молитвы, созерцателями. В чем суть их
подвига? Мученичество? Но в чем оно заключалось? За какие заслуги
Церковь постановила их общенародное почитание?

Говоря совсем кратко, они пострадали от рук своего старшего брата. Даже не
просто пострадали, а приняли смерть. Можно удивиться, разве это подвиг?
Во все века множество людей принимало насильственную смерть, неужели
только по этой причине все они достойны канонизации?
Чтобы понять смысл подвига братьев-князей, нужно разобраться в деталях.
Как только князь Владимир преставился, среди его сыновей тут же
развернулась борьба за власть, за земли. Это была самая настоящая
междоусобица, как всегда – кровавая. Великий княжеский престол был
захвачен Святополком. Он мог бы жить и радоваться, но мысль о том, что
рядом есть так называемые соперники – по крайней мере, он мыслил именно
так – не давала покоя. И поскольку мировоззрение тогда еще оставалось
языческим, по этим нравственным законам Святополк решил просто
устранить двух братьев, как устраняют досадную помеху.

Надо отдать ему должное, он действовал не тайно, не изподтишка,
предупредил: «Иду на вы!». Борису и Глебу всего-то нужно было
защищаться, а там уж исход был бы, какой Бог пошлет. Но! Именно здесь
происходит нечто из ряда вон выходящее по меркам Святополка и
современников его. Два князя, великолепно образованные, обученные
воинскому искусству, статные и смелые вдруг отказываются поднять меч
против брата-убийцы. Отказываются, не сговариваясь, хорошо зная, что
именно на их стороне, а не на стороне Святополка, была поддержка киевлян
и стратегическая выгода, на их стороне была земная правда и
справедливость. Но они сделали, как сказали бы сегодня, свой осознанный
выбор и взяли за него ответственность – отказались воздать злом за зло и
поднять руку на брата. А причина была одна – в Евангелии, которое ониприняли сердцем, усвоили его ключевое назначение – перерождение всего
человека с его мыслями, чувствами и волей.

«Да любите друг друга». Эти строчки, точнее, всего четыре слова, святые
князья не просто прочитали, они осуществили их на деле, претворили из
мертвой буквы в жизнь. Не подняв руки на брата, они проиграли по земным
понятиям эту битву Святополку, но обрели святость. Их подвиг остался
непонятым их современниками. Многим он и сегодня непонятен почти так
же, как и тысячу лет назад.

Христос четко сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее».
Несмотря на это, остаться верным заповедям, одна из которых гласит «Не
убей», остаться верным евангельским принципам братолюбия, милосердия,
невоздаяния злом за зло даже до смерти и сегодня кажется чем-то за гранью
сознания. Но так судил Бог, что именно эти принципы, эти Христовы
заповеди со времен Бориса и Глеба легли в основу русской идеи –
воплощения Евангелия в жизнь.

Комментирование запрещено