«Павел, спасай!» – одна из самых коротких и непривычных молитв, которые доводилось слышать. Она была обращена к праведному Павлу Таганрогскому, прославленному общецерковным почитанием в 2016-м году, но до сих пор мало известному для большинства современников. Кто-то может удивиться такой фамильярной формулировке. Мы привыкли обращаться к святым с упоминанием их титула: «Святый праведный отче Павле, моли Бога о нас!». Но… Сам Святой Старец еще при жизни заповедовал своим чадам и посетителям: «Как будет у тебя какое горе, ты кричи: «Павел, спасай!», — и я буду помогать тебе».
Случилось как-то прочитать рассказ одного православного человека. Он поведал историю о том, как однажды в ходе паломнической поездки у них возникли непредвиденные обстоятельства, не сулившие окончиться ни чем хорошим. Ситуация накалялась, все нервничали, забыв о молитве, и только священник, сопровождавший группу, не переставал вдохновенно повторять: «Павел, спасай!», осеняя себя при этом крестным знамением. Через некоторое время обстоятельства совершенно непредсказуемо развернулись на 180 градусов, и группа с облегчением продолжила путешествие по святым местам. Расспросив потом батюшку о том, что за чудодейственные слова он повторял, верующие узнали, что священник молился праведному Павлу Таганрогскому. Это имя тогда для большинства оказалось незнакомым.
В Таганроге сохранился дом, где святой жил со своими учениками. Дом называют келией Старца Павла. В переулке Тургеневский, под номером 82 путника встречают зеленые ворота с калиткой такого же цвета. Мраморная табличка гласит, что в этом доме в служении Богу и людям проходила подвижническая жизнь Святого Блаженного Павла Таганрогского. Здесь почти всегда круговорот богомольцев – одни выходят, им на смену заходят другие.
Таганрог стал, по сути, его второй родиной. Будущий святой поселился здесь в сравнительно молодом возрасте – ему было 35 лет, когда он обосновался в городе на берегу Азовского моря после 10-тилетнего странствия по святым местам. Павел Павлович Стожков родился 21 ноября 1792 года в Черниговской области. Родители нарекли мальчика в честь святителя Павла Константинопольского, чья память совершается 19 ноября. С точки зрения рядового человека ребенку очень повезло – он родился в семье зажиточных дворян, получил прекрасное образование и был наследником большого количества крепостных. Казалось, молодого человека ожидало безбедное будущее, легкая беспечная жизнь без напряга, как сказали бы наши современники. Но не этот путь выбирает молодой юноша, душа которого стремилась к Богу и искала Его. В 16 лет он тайно ушел из дома паломничать по святым местам и вернулся только через год. Крепко получив за такой поступок от родителей, Павел все же не оставил мыслей о том, чтобы посвятить жизнь Христу. В почтенном возрасте Старец вспоминал: «Все мое желание от юности было молиться Богу, а намерение – идти по святым местам».
Впоследствии, юноше удалось убедить отца выделить ему часть наследства. Получив огромные средства, Павел раздал деньги нищим, дал крепостным вольную, после чего с чистой совестью и легким сердцем отправился в очередное странствие по монастырям и обителям учиться христианской жизни.
В этот раз Павел провел впаломничестве 10 лет. Во все времена страннический подвиг не был легким. Это был труд, который подвижник предпринимал ради Христа. Странники преимущественно ходили пешком, изредка подъезжали на телегах и обозах, питались тем, что Бог пошлет, ночевали, где придется.
Когда после 10 лет такой суровой жизни Павел Стожков появился в Таганроге, узнать в нем бывшего дворянина было практически невозможно. Да и сам он не распространялся о своем происхождении – одевался в самую простую одежду, говорил на малороссийском наречии. Сняв домик в Депальдовском, ныне Тургеневском, переулке, подвижник устроился работать простым грузчиком. Окружающим казалось удивительным, что приезжий выполняет работу на совесть, не берет ни капли спиртного в рот, а стоит зазвонить колоколу, тут же оставляет все дела и спешит в церковь.
Необычный сточки зрения мирского человека образ жизни вскоре стал предметом обсуждения местных жителей. А обсуждать было что. Павел вел предельно строгую жизнь. Днями работал, а ночи отдавал молитвенному бдению, лишь на недолгое время позволяя себе прилечь отдохнуть на деревянной скамье. Любил церковные службы, почти весь заработок отдавал на храм, жертвуя на свечи и масло для лампад. Он имел не просто горячую, а, пожалуй, огненную ревность к благочестию. Со временем мнения об этом человеке разделились. Одни считали его праведником, другие – чудаком и побаивались, ведь строгий старец к тому времени мог и нешуточно обличить.
Вместе с тем, праведный Павел имел сострадательное сердце, заботился об осужденных, посылая им подарки и угощения, раздавал все деньги бедным.
Постепенно вокруг Пал Палыча, как он сам себя называл, стала собираться община его последователей и учеников. Люди, искавшие спасения, увидели в нем человека живой веры, жившего не сиюминутными интересами, а вечными Новозаветными ценностями, старающегося исполнить Евангелие всей своей жизнью. Так в его доме образовался самый настоящий монастырь в миру.
С послушниками старец был строг, приучая учеников к тому, что в духовной жизни мелочей нет. Часто в его поведении прослеживались нотки нарочитого юродства. Таким он был и в обращении с мирянами, которые в то время стали частыми посетителями его кельи. Он окормлял многих, к Старцу приезжали люди самых разных званий и сословий. Святой, по-видимому, хорошо видел душу приходившего и знал, какое именно духовное врачевство требуется ей для духовного выздоровления. Поэтому одних принимал ласково, а с другими мог быть крайне строгим и даже резким, смиряя таким образом гнездящуюся в их сердцах многоголовую гидру – гордыню.
Болящие, которые с последней надеждой приходили к Старцу Павлу после того, как медицина того времени бессильно опускала руки, получали от праведного исцеления. Только делал это святой нередко весьма оригинальным способом. Например, сильным ударом палкой. Гости, конечно, сначала огорчались, однако по дороге домой замечали, что недугов как не бывало.
В преклонном возрасте, не имея возможности самому отправиться по святым местам, Старец отправлял в странствия своих чад. Он наставлял и учил, что в любом деле на первом месте у человека всегда должен быть Бог, тогда и остальное будет на своих местах.
Есть свидетельства, что перед самой кончиной святого посетил праведный Иоанн Кронштадтский, приветствовав его словами: «Здравствуй, столпе от земли до неба!».
Сегодня, как и при жизни таганрогского Старца, в его келью стекается множество народа, чаще всего из Ростовской и Волгоградской областей и Краснодарского края. Но, бывает, приезжают и из более дальних регионов. На входной двери написана Иисусова молитва – войти в келью можно только с ней. В доме несколько комнат, в каждой много икон, перед которыми стоят глиняные горшки со свечами. В келье святого всегда горит много свечей – так праведный Павел заповедовал еще при жизни.
В одной из комнат на аналое большая Псалтирь. По традиции паломники прочитывают здесь если не всю кафизму, то хотя бы один псалом. Рядом деревянная скамья. Смотрители кельи уверяют, что это та самая, на которой когда-то святой предавался редким минутам отдыха и короткого сна. Благочестивые люди сохранили ее в советские годы, а когда стала возрождаться церковная жизнь, скамью вернули в келью. Каждый приезжий обязательно на несколько минут садится или ложится на лавку для исцеления своих хворей.
Мощи праведника почивают в храме святителя Николая Чудотворца, где перед ними совершаются молебны. Храм находится примерно минутах в 10 ходьбы от кельи, поэтому паломники обычно посещают и раку с мощами и келью, в которой около полувека Старец Павел жил святой жизнью. Эта жизнь замечательна тем, что подвижник вел ее не в пустыне и даже не в монастыре, а в шумном городе среди тысяч людей, тем самым свидетельствуя, что подвиг покаяния возможен в любом месте. Бушующие волны житейского моря не смогли залить горящего в его сердце огня божественной ревности и любви. Такому же образу жизни он учил своих чад. Примечательно, что община Старца Павла просуществовала вплоть до 60-х годов 20-го века, сохраняя и передавая преемственность его духа.
Наставления праведного Павла крайне просты, но вместе с тем обладают духовной силой. Вот только некоторые из них:
«Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет подсказывать тебе, что молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись. Сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему всегда молись. У Него и правда вечная, и сила несокрушимая».
«Возлюбить чистоту душевную паче телесной, стремиться к ней всеми силами души и поддерживать ее неослабно добрыми делами, трудами и молитвами».
«Будь добрым ревнителем Православия. От апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей и паствы, она свята, и кроме как в ней, нигде нет истины».
В наше время, когда так легко заблудиться в жизненных лабиринтах, паломники, приезжающие к святому Павлу, как и полтора века назад взывают о разрешении своих трудностей, проблем или недоумений: «Павел, спасай!», твердо веря, что по молитвам праведного Павла Господь разрешит больной вопрос, откроет правду, ответит на недоумения.